Уточните, что понимается под духовностью и соборностью, когда речь идет о памятниках художественной культуры? какими средствами утверждало искусство идеалы соборного единения людей в боге для преодоления ненависти "мира сего"?
Изложение вопроса следует начать с рассмотрения того, как понимается системное единство мира. Общепринятым в философии издавна было противопоставление материального и идеального. То есть проблема начала, что первично. Разрешение этого основного вопроса философии определяло мировоззренческую позицию, на основе которой рождалась методология исследований в любой области научного знания. Хорошо известны три варианта разрешения проблемы первичности: материализм, идеализм и дуализм. Однако исследования по системологии, развернувшиеся во второй половине ХХ века, позволили увидеть проблему с новой стороны. Сложные, подчас противоречивые объяснения понятий «материальное» и «идеальное» стали сдавать свои позиции перед более чёткими понятиями «морфологическое» и «функциональное». Это позволило сформулировать четвёртый вариант разрешения основного вопроса философии: понимание системного единства мира. Морфологическое и функциональное являются лишь разными сторонами единого целого. Морфологические и функциональные системы находятся в неразрывной связи, не могут существовать отдельно. Противопоставление между ними, вопрос о первичности здесь полностью снимается. Начало - единое.На основе этого появляются продуктивные выводы в гносеологии (в теории познания), что естественно влияет и на онтологию, на научную картину мира. Такую перспективу предполагал К. Маркс ещё в 1844 году. Он писал, что через систему понятий, представлений человека будет формироваться определённая научная картина мира, которая будет развёртываться по мере того, как «...естествознание включит в себя науки о человеке в такой же мере, в какой науки о человеке включат в себя естествознание.