Настоящая работа посвящена изучению влияния искусства на внутренний мир личности. В диссертации рассматривается гуманизирующая роль искусства в формировании человека. Теоретическая трактовка данной проблемы строится на основе как философской литературы, так и исследований по психологии и искусствоведению.
Искусство являлось предметом философских изысканий с античных времен, существует немало различных теорий искусства, но нельзя сказать, что его сущность, специфика, социальная значимость поняты до конца, что не осталось никаких дискуссионных вопросов в его понимании. Этот феномен человеческой жизни слишком сложен и многогранен, чтобы можно было в определенный момент создать его полную и окончательную теорию. Поэтому изучение проблем теории искусства сохраняет свою актуальность.
Особую практическую значимость сейчас приобретает проблема социальной роли искусства, его влияния на человека, на формирование личности. Одной из черт переживаемого нами кризиса является распространение в обществе антигуманного искусства, пропагандирующего насилие, сексуальную распущенность и другие социальные пороки. Возникают вопросы: Не опасно ли такое искусство для общества? Имеет ли оно определенное социальное назначение? Чтобы ответить на эти и другие подобные вопросы, необходимо глубоко понять специфическую природу искусства, тот каким оно влияет на человека. В этом отношении еще имеются проблемы, требующие дальнейшего изучения.
Актуальность исследования еще и в том, что автор касается проблемы прежпредметных связей философии как общей методологии с другими науками: Философия-Искусствоведение, Философия-Психология.
Степень научной разработанности проблемы.
Еще со времен античности искусство и его влияние на человека интересовало исследователей. К настоящему времени накоплен значительный опыт в исследовании проблем искусства. Но вопрос о специфике искусства сохраняет актуальность. Эстетическая, воспитательная, познавательная, игровая, символическая и другие концепции искусства не дают всестороннего понимания его сущности. Не находим мы и системного подхода в вопросе о функциях искусства в свете его чувственно-образной специфики на основе синтеза современных концепций в области философии, психологии и искусствоведения.
Каждая историческая эпоха акцентировала внимание на том или ином признаке искусства.
Как известно, еще Платон, Аристотель поставили основные проблемы связанные с сущностью искусства и его воспитательным аспект том. Эпоха Возрождения, развивавшаяся под знаменем гуманизма, раскрыла познавательный и нравственно-гуманизирующий смысл искусства. Значительный шаг в философском осмыслении искусства был сделан в новое время в трудах И.Канта и Г.Гегеля. Гегелевское понимание искусства строилось как на учете познавательного значения искусства, так и на выявлении его чувственной специфики. Кант подходил к искусству через категорию прекрасного, которая у него несет глубокий нравственный смысл.
В философской мысли XIX века, в частности в русской, утверждается эстетическая концепция искусства. Как альтернативная теория выступает в этом плане теория Л.Н.Толстого, который усматривал сущность искусства прежде всего в его чувственной природе.
Советская и русская научная литература характеризуется различием подходов в вопросе о специфике искусства. Наиболее распространенными являются три теории искусства: познавательная ( А.Т.Калинкин, Н.П.Скурту и др.)/ эстетическая (А.И.Буров, Л.Н.Столович и др.) и воспитательная (В.И.Толстых и др.). Однако все эти концепции требуют критического рассмотрения и существенного уточнения.
В настоящей работе делается попытка в той или иной мере преодолеть недостатки указанных концепций.
В литературе уделяется недостаточное внимание "эмоциональной" теории искусства, которая была наиболее четко разработана Л.С.Выготским. Именно она позволяет подойти к определению истинной сущности искусства. Это понимание и положено в основу предлагаемой работы. Однако, с нашей точки зрения, теория Л.С.Выготского требует разработки в определенном направлении. В ней дано глубокое понимание специфики художественного, но не уточняется вопрос о соотношении художественного и эстетического. Без решения этой проблемы нельзя дать системного понимания искусства, а значит и достаточно полно раскрыть его воспитательную роль. Нуждается в детальной разработке идея Л.С.Выготского о социальной значимости искусства, его гуманизирующей функции, что позволит раскрыть социально-педагогическую значимость искусства.
Диссертант использует при разработке проблемы исследования в области психологии, без которых невозможно раскрыть эмоциональную природу искусства. Поэтому мы обращаемся к трудам по вопросам структуры личности (А.Г.Ковалев, А.Н.Лук) и работам по проблемам эмоциональной сферы человека ( С.Х.Раппопорт, П.В.Симонов, С.Л.Рубинштейн ) .
Древнеегипетская цивилизация возникла в регионе дельты Нила. За историю Древнего Египта сменилось 30 династий правителей. 32 г. до н. э. считается рубежом существования древнеегипетской цивилизации.
Окруженность Египта горами предопределила замкнутый характер возникшей здесь цивилизации, которая носила земледельческий характер. Сельскохозяйственный труд, благодаря благоприятным климатическим условиям, не требовал больших физических затрат, древние египтяне собирали урожай два раза в год. Обрабатывали глину, камень, дерево и металлы. Орудия земледелия изготовляли из обожженной глины. Кроме того, использовались еще гранит, алебастр, сланец и кость. Небольшие сосуды вытачивали иногда из горного хрусталя.
Восприятие и измерение времени в Древнем Египте обуславливалось ритмом разлива Нила. Каждый новый год расценивался египтянами как повторение и определялся не солнечным циклом, а временем, необходимым для сбора урожая. Они изображали слово “год” (“ренпет”) в виде молодого ростка с почкой. Годовой цикл делился на три сезона по 4 месяца каждый: разлив Нила (ахет – “разлив, половодье”), после которго наступал сезон сева (перет – “выхождение” земли из-под вод и прорастание всходов), а за ним сезон сбора урожая (шему – “засуха”, “сухость”), т.е. спад Нила. Месяцы не имели названий, а нумеровались. Каждый четвертый год был високосным, каждый пятый день декады был выходным. Счет времени велся жрецами.
Египтяне разделяли день на двенадцать часов и на двенадцать – ночь. Каждый час имел свое название. Первый час дня назывался “блистающим”, шестой -- “час подъема” и т.п.
Кроме того, все дни года делились на три категории – счастливые, опасные и несчастливые – в зависимости от событий, которые отметили их в те времена, когда на земле жили боги. Таким образом, египтяне вели себя в зависимости от дней. В несчастливые дни они старались не выходить из дома, особенно на закате и ночью. В такие дни нельзя было купаться, плавать на лодках, отправляться в дорогу, есть рыбу и все, что происходит из воды. Главную роль в регламентации поведения играли традиции. Чтобы освежить память и подсказать правильное решение в сомнительных случаях, существовали календари с отмеченными счастливыми и несчастливыми днями.
Высокий уровень жизни и благополучие древних египтян подтверждаются фактом наличия у них двух обычаев, не характерных для других древних цивилизаций: оставлять в живых всех стариков и всех новорожденных младенцев. Основной одеждой египтян была набедренная повязка. Сандалии они носили очень редко, а главным средством демонстрации социального положения было количество украшений (ожерелий, браслетов).
Египтяне обожествляли Нил, как и всю природу. Его изображали в виде тучного мужчины с отвислыми сосками, жирным, в складках, животом, перепоясанным поясом, в сандалиях, что считалось символом богатства. Его называли “отцом богов”. Многие города носили его имя. Когда должен был начаться разлив, божественному Нилу приносили жертвы во многих храмах.
Египтяне верили, что все на свете принадлежит богам, что боги – источник всеобщего процветания, что они знают их помыслы и желания и могут в любой момент вмешаться в дела людей. В то же время природа богов была единосущна с человеческой: богам приписывались человеческие качества, у каждого был свой характер, у них были семьи. Сам человек за свои добрые дела, по представлениям древних египтян, после смерти мог стать богом. Они также обожествляли животных, птиц, особенно почитали крокодила, ибиса. С не меньшим почитанием относились к растениям. Каждый город, например, поклонялся своему священному дереву. Жертвоприношения богам совершались в храмах. Таким образом, верующие в любой момент могли прийти к богу в его храм, чтобы испросить совет или поблагодарить.
Египтяне считали, что после смерти они пападут на суд бога Осириса (Усир – царь загробного мира), который будет взвешивать на весах их плохие и добрые дела. Они стремились, чтобы загробная жизнь ничем не отличалась от жизни земной. Тела бальзамировали. Состоятельные люди заранее готовили для себя загробный дом, поэтому каждый город живых имел город мертвых (в пустыне рядом с городом). Стены домов живых людей расписывались геометрическим и растительным орнаментом, а стены домов мертвых – сценами из их жизни.
Древнеегипетское государство имело черты централизованной деспотии. Фараон являлся персонификацией государства: в его руках объединялась административная, судебная и военная власть. Древние египтяне считали, что бог Ра (бог солнца в египетской мифологии) заботится об их благосостоянии и посылает на землю своего сына – фараона. Каждый фараон расценивался как сын бога Ра. В задачи фараона входило выполнение сакральных, культовых обрядов в храмах, для того, чтобы страна была благополучной. Повседневная жизнь фараона строго регламентировалась, поскольку он был верховным жрецом всех богов. Говоря современным языком, фараоны были профессиональными государтвенными деятелями, имевшими необходимые знания и опыт.
Настоящая работа посвящена изучению влияния искусства на внутренний мир личности. В диссертации рассматривается гуманизирующая роль искусства в формировании человека. Теоретическая трактовка данной проблемы строится на основе как философской литературы, так и исследований по психологии и искусствоведению.
Искусство являлось предметом философских изысканий с античных времен, существует немало различных теорий искусства, но нельзя сказать, что его сущность, специфика, социальная значимость поняты до конца, что не осталось никаких дискуссионных вопросов в его понимании. Этот феномен человеческой жизни слишком сложен и многогранен, чтобы можно было в определенный момент создать его полную и окончательную теорию. Поэтому изучение проблем теории искусства сохраняет свою актуальность.
Особую практическую значимость сейчас приобретает проблема социальной роли искусства, его влияния на человека, на формирование личности. Одной из черт переживаемого нами кризиса является распространение в обществе антигуманного искусства, пропагандирующего насилие, сексуальную распущенность и другие социальные пороки. Возникают вопросы: Не опасно ли такое искусство для общества? Имеет ли оно определенное социальное назначение? Чтобы ответить на эти и другие подобные вопросы, необходимо глубоко понять специфическую природу искусства, тот каким оно влияет на человека. В этом отношении еще имеются проблемы, требующие дальнейшего изучения.
Актуальность исследования еще и в том, что автор касается проблемы прежпредметных связей философии как общей методологии с другими науками: Философия-Искусствоведение, Философия-Психология.
Степень научной разработанности проблемы.
Еще со времен античности искусство и его влияние на человека интересовало исследователей. К настоящему времени накоплен значительный опыт в исследовании проблем искусства. Но вопрос о специфике искусства сохраняет актуальность. Эстетическая, воспитательная, познавательная, игровая, символическая и другие концепции искусства не дают всестороннего понимания его сущности. Не находим мы и системного подхода в вопросе о функциях искусства в свете его чувственно-образной специфики на основе синтеза современных концепций в области философии, психологии и искусствоведения.
Каждая историческая эпоха акцентировала внимание на том или ином признаке искусства.
Как известно, еще Платон, Аристотель поставили основные проблемы связанные с сущностью искусства и его воспитательным аспект том. Эпоха Возрождения, развивавшаяся под знаменем гуманизма, раскрыла познавательный и нравственно-гуманизирующий смысл искусства. Значительный шаг в философском осмыслении искусства был сделан в новое время в трудах И.Канта и Г.Гегеля. Гегелевское понимание искусства строилось как на учете познавательного значения искусства, так и на выявлении его чувственной специфики. Кант подходил к искусству через категорию прекрасного, которая у него несет глубокий нравственный смысл.
В философской мысли XIX века, в частности в русской, утверждается эстетическая концепция искусства. Как альтернативная теория выступает в этом плане теория Л.Н.Толстого, который усматривал сущность искусства прежде всего в его чувственной природе.
Советская и русская научная литература характеризуется различием подходов в вопросе о специфике искусства. Наиболее распространенными являются три теории искусства: познавательная ( А.Т.Калинкин, Н.П.Скурту и др.)/ эстетическая (А.И.Буров, Л.Н.Столович и др.) и воспитательная (В.И.Толстых и др.). Однако все эти концепции требуют критического рассмотрения и существенного уточнения.
В настоящей работе делается попытка в той или иной мере преодолеть недостатки указанных концепций.
В литературе уделяется недостаточное внимание "эмоциональной" теории искусства, которая была наиболее четко разработана Л.С.Выготским. Именно она позволяет подойти к определению истинной сущности искусства. Это понимание и положено в основу предлагаемой работы. Однако, с нашей точки зрения, теория Л.С.Выготского требует разработки в определенном направлении. В ней дано глубокое понимание специфики художественного, но не уточняется вопрос о соотношении художественного и эстетического. Без решения этой проблемы нельзя дать системного понимания искусства, а значит и достаточно полно раскрыть его воспитательную роль. Нуждается в детальной разработке идея Л.С.Выготского о социальной значимости искусства, его гуманизирующей функции, что позволит раскрыть социально-педагогическую значимость искусства.
Диссертант использует при разработке проблемы исследования в области психологии, без которых невозможно раскрыть эмоциональную природу искусства. Поэтому мы обращаемся к трудам по вопросам структуры личности (А.Г.Ковалев, А.Н.Лук) и работам по проблемам эмоциональной сферы человека ( С.Х.Раппопорт, П.В.Симонов, С.Л.Рубинштейн ) .
Окруженность Египта горами предопределила замкнутый характер возникшей здесь цивилизации, которая носила земледельческий характер. Сельскохозяйственный труд, благодаря благоприятным климатическим условиям, не требовал больших физических затрат, древние египтяне собирали урожай два раза в год. Обрабатывали глину, камень, дерево и металлы. Орудия земледелия изготовляли из обожженной глины. Кроме того, использовались еще гранит, алебастр, сланец и кость. Небольшие сосуды вытачивали иногда из горного хрусталя.
Восприятие и измерение времени в Древнем Египте обуславливалось ритмом разлива Нила. Каждый новый год расценивался египтянами как повторение и определялся не солнечным циклом, а временем, необходимым для сбора урожая. Они изображали слово “год” (“ренпет”) в виде молодого ростка с почкой. Годовой цикл делился на три сезона по 4 месяца каждый: разлив Нила (ахет – “разлив, половодье”), после которго наступал сезон сева (перет – “выхождение” земли из-под вод и прорастание всходов), а за ним сезон сбора урожая (шему – “засуха”, “сухость”), т.е. спад Нила. Месяцы не имели названий, а нумеровались. Каждый четвертый год был високосным, каждый пятый день декады был выходным. Счет времени велся жрецами.
Египтяне разделяли день на двенадцать часов и на двенадцать – ночь. Каждый час имел свое название. Первый час дня назывался “блистающим”, шестой -- “час подъема” и т.п.
Кроме того, все дни года делились на три категории – счастливые, опасные и несчастливые – в зависимости от событий, которые отметили их в те времена, когда на земле жили боги. Таким образом, египтяне вели себя в зависимости от дней. В несчастливые дни они старались не выходить из дома, особенно на закате и ночью. В такие дни нельзя было купаться, плавать на лодках, отправляться в дорогу, есть рыбу и все, что происходит из воды. Главную роль в регламентации поведения играли традиции. Чтобы освежить память и подсказать правильное решение в сомнительных случаях, существовали календари с отмеченными счастливыми и несчастливыми днями.
Высокий уровень жизни и благополучие древних египтян подтверждаются фактом наличия у них двух обычаев, не характерных для других древних цивилизаций: оставлять в живых всех стариков и всех новорожденных младенцев. Основной одеждой египтян была набедренная повязка. Сандалии они носили очень редко, а главным средством демонстрации социального положения было количество украшений (ожерелий, браслетов).
Египтяне обожествляли Нил, как и всю природу. Его изображали в виде тучного мужчины с отвислыми сосками, жирным, в складках, животом, перепоясанным поясом, в сандалиях, что считалось символом богатства. Его называли “отцом богов”. Многие города носили его имя. Когда должен был начаться разлив, божественному Нилу приносили жертвы во многих храмах.
Египтяне верили, что все на свете принадлежит богам, что боги – источник всеобщего процветания, что они знают их помыслы и желания и могут в любой момент вмешаться в дела людей. В то же время природа богов была единосущна с человеческой: богам приписывались человеческие качества, у каждого был свой характер, у них были семьи. Сам человек за свои добрые дела, по представлениям древних египтян, после смерти мог стать богом. Они также обожествляли животных, птиц, особенно почитали крокодила, ибиса. С не меньшим почитанием относились к растениям. Каждый город, например, поклонялся своему священному дереву. Жертвоприношения богам совершались в храмах. Таким образом, верующие в любой момент могли прийти к богу в его храм, чтобы испросить совет или поблагодарить.
Египтяне считали, что после смерти они пападут на суд бога Осириса (Усир – царь загробного мира), который будет взвешивать на весах их плохие и добрые дела. Они стремились, чтобы загробная жизнь ничем не отличалась от жизни земной. Тела бальзамировали. Состоятельные люди заранее готовили для себя загробный дом, поэтому каждый город живых имел город мертвых (в пустыне рядом с городом). Стены домов живых людей расписывались геометрическим и растительным орнаментом, а стены домов мертвых – сценами из их жизни.
Древнеегипетское государство имело черты централизованной деспотии. Фараон являлся персонификацией государства: в его руках объединялась административная, судебная и военная власть. Древние египтяне считали, что бог Ра (бог солнца в египетской мифологии) заботится об их благосостоянии и посылает на землю своего сына – фараона. Каждый фараон расценивался как сын бога Ра. В задачи фараона входило выполнение сакральных, культовых обрядов в храмах, для того, чтобы страна была благополучной. Повседневная жизнь фараона строго регламентировалась, поскольку он был верховным жрецом всех богов. Говоря современным языком, фараоны были профессиональными государтвенными деятелями, имевшими необходимые знания и опыт.