Социализация детей в современной сельской семье как предмет социологииМожно выделить несколько основных категорий, затрагиваемых различными аспектами нашей тематики: социализация, дети, сельская семья, а также ряд смежных понятий.Прежде всего, выясним, что же подразумевает процесс социализации. В современной социологии существует несколько различных подходов к определению понятия «социализация». Вот некоторые из них:процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром [87,3];процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и под влиянием окружающей среды (влияние родителей, образовательных учреждений, группы сверстников и пр.) [133,158];процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом [134, 244];процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом [133, 214];процесс усвоения индивидуумом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [20,221].Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. С их новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества. Социализация личности является одним из важнейших компонентов культуры любого этноса. С ее происходит трансмиссия культуры во времени и тем самым сохраняется культурная преемственность [15, 8].И, наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые проявляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.Таким образом, вытекает еще одно определение - социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни [142,314].В научной литературе существует, по крайней мере, еще несколько терминов, используемых для характеристики процессов освоения личностью социокультурного опыта того или иного общества. Это - «инкультурация», «аккультурация» и «интернализация» («интериоризация»). Первый из них указывает на процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит. Второй - на процесс взаимообогащения двух и более культур, в результате которого происходит трансформация базовой культуры. Третий термин означает перенос «внешних» форм опыта во внутренний мир личности [133, 215].Исходя из подобных определений, содержание и направленность процесса социализации определяется двумя основными тенденциями - типизацией и индивидуализацией.Типизация определяется, во-первых, как усвоения личностью проявляющихся в реальном мире «объективных мыслительных форм» культуры (ценностей, норм, идей их преобразования в субъективно-идеальный мир), а во-вторых - как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт поведения личности. Индивидуализация характеризуется в свою очередь преобразованием индивидуального поведенческого опыта личности в объективно-идеальные формы культуры и трансформацией субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего социального мира [37,48].Процесс социализации осуществляется в разных формах, каждая из которых характеризуется особым сочетанием индивидуализирующих и типизирующих факторов.По времени осуществления социализация подразделяется на «первичную», продолжающуюся от рождения ребенка вплоть до формирования зрелой личности, и «вторичную», происходящую уже на стадии социальной зрелости личности. В зависимости от возраста личности социализация делится на раннюю, проявляющуюся в детстве; социализацию взрослых людей, или ресоциа-лизацию, связанную с освоением новых ценностей и норм, недостаточно усвоенных в детстве или устаревших; и социализацию пожилых людей, содержание которой составляют процессы адаптации, в основном при к старости и к мысли о приближающейся смерти. Безусловно, первичная и ранняя социализация в большей степени содержат элементы типизации, чем вторичная социализация, включая ресоциализацию и социализацию пожилых людей [142, 317].Наряду с понятием «ресоциализация» в научной литературе встречается также понятие «десоциализация», обозначающее процесс развития личности в раннем или зрелом возрасте, связанный с отклоняющимся поведением, с ее участием в
«Задачи на части» Задача №1. Для варенья из малины на 2 части ягод берут 3 части сахара. Сколько сахара следует взять на 6 кг ягод? Решение: по условию задачи ягод 6 кг, и это кол-во составляет 2 части, поэтому на каждую часть приходится 6/2=3 кг. Сахара надо взять 3 такие же части, т. е. 3*3=9 кг. ответ: 9 кг. Задача №2. На двух полках стоит 120 книг – на первой полке в 3 раза больше, чем на второй. Сколько стоит книг на каждой полке? Решение: 1)Сколько частей составляют 120 книг? 1+3=4 (части) 2)Сколько книг приходится на 1 часть? 120/4=30 (книг) 3)Сколько книг стоят на 1 полке? 30*3=90 (книг) . 4)ответ: 90 и 30 книг. Задача № 3. За рубашку папа заплатил на 120 р. больше, чем за галстук. Известно, что рубашка дороже галстука в 4 раза. Сколько стоит рубашка? 1)4-1=3 (части) - приходится на 120 р. 2)120/3=40 (р. ) – приходится на 1 часть (стоит галстук) 3)4*40=160 (р. ) – стоит рубашка 4)ответ: 160 руб.
Задача №1. Для варенья из малины на 2 части ягод берут 3 части сахара. Сколько сахара следует взять на 6 кг ягод?
Решение: по условию задачи ягод 6 кг, и это кол-во составляет 2 части, поэтому на каждую часть приходится 6/2=3 кг. Сахара надо взять 3 такие же части, т. е. 3*3=9 кг.
ответ: 9 кг.
Задача №2. На двух полках стоит 120 книг – на первой полке в 3 раза больше, чем на второй. Сколько стоит книг на каждой полке?
Решение:
1)Сколько частей составляют 120 книг? 1+3=4 (части)
2)Сколько книг приходится на 1 часть? 120/4=30 (книг)
3)Сколько книг стоят на 1 полке? 30*3=90 (книг) .
4)ответ: 90 и 30 книг.
Задача № 3. За рубашку папа заплатил на 120 р. больше, чем за галстук. Известно, что рубашка дороже галстука в 4 раза. Сколько стоит рубашка?
1)4-1=3 (части) - приходится на 120 р.
2)120/3=40 (р. ) – приходится на 1 часть (стоит галстук)
3)4*40=160 (р. ) – стоит рубашка
4)ответ: 160 руб.