Вновь Исакий в облаченье Из литого серебра. Стынет в грозном нетерпенье Конь Великого Петра.
Ветер душный и суровый С черных труб сметает гарь.. . Ах! своей столицей новой Недоволен государь.
2
Сердце бьется ровно, мерно. Что мне долгие года! Ведь под аркой на Галерной Наши тени навсегда.
Сквозь опущенные веки Вижу, вижу, ты со мной, И в руке твоей навеки Нераскрытый веер мой.
Оттого, что стали рядом Мы в блаженный миг чудес, В миг, когда на Летним Садом Месяц розовый воскрес, -
Мне не надо ожиданий У постылого окна И томительных свиданий. Вся любовь утолена.
Ты свободен, я свободна, Завтра лучше, чем вчера, - Над Невою темноводной, Под улыбкою холодной Императора Петра. 1913 Ахматова Анна
Меж Пестеля и Маяковской Стоит шестиэтажный дом. Когда-то юный Мережковский И Гиппиус прожили в нем
Два года этого столетья. Теперь на третьем этаже. Живет герой, и время вертит Свой циферблат в его душе.
Когда в Москве в петлицу воткнут И в площадей неловкий толк На полстолетия изогнут Лубянки каменный цветок,
А Петербург средины века, Адмиралтейскому кусту Послав привет, с Дзержинской съехал Почти к Литейному мосту,
И по Гороховой троллейбус Не привезет уже к судьбе. Литейный, бежевая крепость, Подъезд четвертый КГБ. Иосиф Бродский
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгой, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла, И не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса. Люблю зимы твоей жестокой Недвижный воздух и мороз, Бег санок вдоль Невы широкой; Девичьи лица ярче роз, И блеск и шум и говор балов, А в час пирушки холостой Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей, Пехотных ратей и коней Однообразную красивость, В их стройно зыблемом строю Лоскутья сих знамен победных, Сиянье шапок этих медных, На сквозь простреленных в бою. Люблю, военная столица, Твоей твердыни дым и гром, Когда полнощная царица Дарует сына в царской дом, Или победу над врагом Россия снова торжествует, Или, взломав свой синий лед, Нева к морям его несет, И, чуя вешни дни, ликует.
Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия; Вражду и плен старинный свой Пусть волны финские забудут И тщетной злобою не будут Тревожить вечный сон Петра! сойдёт?
Маори , коренное население Новой Зеландии. Численность около 230 тысяч человек (1970, оценка) . Антропологически принадлежат к полинезийской расе, но обнаруживают сходство с южными монголоидами и австролоидами. От большинства полинезийцев отличаются более сильно выраженными меланезийскими особенностями (некоторый прогнатизм, более утолщённые губы и др.) , что, возможно, указывает на их смешанное происхождение. Говорят на маорийском языке (большинство владеет также английским языком) . Современные М. - христиане различных толков (англикане, пресвитериане, католики, баптисты и другие) . Предки современных М. в течение 10-14 веков переселялись на острова Новой Зеландии из Центральной Полинезии и ассимилировали древнейшее население, возможно, родственное предкам меланезийцев. Основными формами их хозяйства были: земледелие подсечно-огневого типа (сладкий картофель, яме, таро и др.) , собирательство, рыболовство и охота (на птиц и мелких животных) . Единственным домашним животным была собака. М. Южного острова Новой Зеландии занимались также китобойным промыслом. В качестве оружия они употребляли боевые топоры, палицы и копья. Как и у других полинезийцев, у М. было развито судостроение и мореплавание. Одежда изготовлялась из так называемого дикого льна. Из него делали набедренные повязки и плащи, часто покрытые птичьими перьями; носили также плащи из соломы и из собачьих шкур. Ко времени захвата Новой Зеландии Великобританией (1-я половина 19 века) многочисленные племена М. находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Выделялись сословия вождей, а также свободных и зависимых общинников; существовало патриархальное рабство. Значительное развитие получили фольклор (генеалогические предания, мифы и др.) , изобразительное искусство (особенно резьба по дереву и камню) . В современном новозеландском обществе М. - национальное меньшинство. Ещё после "маорийских войн" (1843-72), в которых М. проявили умение сражаться и героизм, англичане были вынуждены признать за М. ряд экономических и политических прав. В последующие десятилетия М. были втянуты в систему капиталистических отношений формировавшейся новозеландской нации (см. Новозеландцы) . Немногочисленной национальной буржуазии М. противостоят трудящиеся массы, жизненный уровень которых значительно ниже жизненного уровня остальных новозеландцев. Большая часть М. занята в сфере сельскохозяйственного труда - в земледелии, животноводстве, лесном хозяйстве и др. В 20 веке начался процесс этнической консолидации М. , сложно переплетающийся с процессом смешения М. с англо-новозеландцами. После Второй мировой войны особенно усилилось возрождение самобытных форм художественной культуры М. , которая становится органической частью общеновозеландской культуры. Лит. : Вахта В. М. , Маори в современном новозеландском обществе, в сборнике: Австралия и Океания, М. , 1970 (библиография) ; Metgc J., The Maoris of New Zealand, N. Y., [1967]; Pearce G. L., The story of the Maori people, L.,[1968]; Cowan J., The caltex book of Maori lore, Wellington, [a. o., 1969]; Encyclopedia of New Zealand, v. 1-3, Wellington,1966; Тауlor С. R. Н. , A bibliography of publications on the New Zealand Maori and the Moriori of the Chatham Islands, Oxf., 1972.
1
Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпенье
Конь Великого Петра.
Ветер душный и суровый
С черных труб сметает гарь.. .
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.
2
Сердце бьется ровно, мерно.
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.
Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной,
И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой.
Оттого, что стали рядом
Мы в блаженный миг чудес,
В миг, когда на Летним Садом
Месяц розовый воскрес, -
Мне не надо ожиданий
У постылого окна
И томительных свиданий.
Вся любовь утолена.
Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, -
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.
1913
Ахматова Анна
Меж Пестеля и Маяковской
Стоит шестиэтажный дом.
Когда-то юный Мережковский
И Гиппиус прожили в нем
Два года этого столетья.
Теперь на третьем этаже.
Живет герой, и время вертит
Свой циферблат в его душе.
Когда в Москве в петлицу воткнут
И в площадей неловкий толк
На полстолетия изогнут
Лубянки каменный цветок,
А Петербург средины века,
Адмиралтейскому кусту
Послав привет, с Дзержинской съехал
Почти к Литейному мосту,
И по Гороховой троллейбус
Не привезет уже к судьбе.
Литейный, бежевая крепость,
Подъезд четвертый КГБ.
Иосиф Бродский
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгой, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой;
Девичьи лица ярче роз,
И блеск и шум и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
На сквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царской дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет,
И, чуя вешни дни, ликует.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
сойдёт?
, коренное население Новой Зеландии. Численность около 230 тысяч человек (1970, оценка) . Антропологически принадлежат к полинезийской расе, но обнаруживают сходство с южными монголоидами и австролоидами. От большинства полинезийцев отличаются более сильно выраженными меланезийскими особенностями (некоторый прогнатизм, более утолщённые губы и др.) , что, возможно, указывает на их смешанное происхождение. Говорят на маорийском языке (большинство владеет также английским языком) . Современные М. - христиане различных толков (англикане, пресвитериане, католики, баптисты и другие) . Предки современных М. в течение 10-14 веков переселялись на острова Новой Зеландии из Центральной Полинезии и ассимилировали древнейшее население, возможно, родственное предкам меланезийцев. Основными формами их хозяйства были: земледелие подсечно-огневого типа (сладкий картофель, яме, таро и др.) , собирательство, рыболовство и охота (на птиц и мелких животных) . Единственным домашним животным была собака. М. Южного острова Новой Зеландии занимались также китобойным промыслом. В качестве оружия они употребляли боевые топоры, палицы и копья. Как и у других полинезийцев, у М. было развито судостроение и мореплавание. Одежда изготовлялась из так называемого дикого льна. Из него делали набедренные повязки и плащи, часто покрытые птичьими перьями; носили также плащи из соломы и из собачьих шкур. Ко времени захвата Новой Зеландии Великобританией (1-я половина 19 века) многочисленные племена М. находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Выделялись сословия вождей, а также свободных и зависимых общинников; существовало патриархальное рабство. Значительное развитие получили фольклор (генеалогические предания, мифы и др.) , изобразительное искусство (особенно резьба по дереву и камню) . В современном новозеландском обществе М. - национальное меньшинство. Ещё после "маорийских войн" (1843-72), в которых М. проявили умение сражаться и героизм, англичане были вынуждены признать за М. ряд экономических и политических прав. В последующие десятилетия М. были втянуты в систему капиталистических отношений формировавшейся новозеландской нации (см. Новозеландцы) . Немногочисленной национальной буржуазии М. противостоят трудящиеся массы, жизненный уровень которых значительно ниже жизненного уровня остальных новозеландцев. Большая часть М. занята в сфере сельскохозяйственного труда - в земледелии, животноводстве, лесном хозяйстве и др. В 20 веке начался процесс этнической консолидации М. , сложно переплетающийся с процессом смешения М. с англо-новозеландцами. После Второй мировой войны особенно усилилось возрождение самобытных форм художественной культуры М. , которая становится органической частью общеновозеландской культуры.
Лит. : Вахта В. М. , Маори в современном новозеландском обществе, в сборнике: Австралия и Океания, М. , 1970 (библиография) ; Metgc J., The Maoris of New Zealand, N. Y., [1967]; Pearce G. L., The story of the Maori people, L.,[1968]; Cowan J., The caltex book of Maori lore, Wellington, [a. o., 1969]; Encyclopedia of New Zealand, v. 1-3, Wellington,1966; Тауlor С. R. Н. , A bibliography of publications on the New Zealand Maori and the Moriori of the Chatham Islands, Oxf., 1972.