Есть лица, подобные пышным порталам, где всюду великое чудится в малом. есть лица – подобия жалких лачуг, где варится печень и мокнет сычуг. иные холодные мертвые лица закрыты решетками, словно темницы. другие – как башни, в которых давно никто не живет и не смотрит в окно. но малую хижину знал я когда-то, была неказиста она, небогата. зато из окошка ее на меня струилось дыханье весеннего дня. поистине мир и велик и чудесен! есть лица – подобья ликующих песен. из этих, как солнце, сияющих нот составлена песня небесных высот.
Нравственный человек живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла. жена моя, закрыв лицо вуалью, под вечерок к любовнику пошла; я в дом к нему с полицией прокрался и уличил.. он вызвал: я не дрался! она слегла в постель и умерла, истерзана позором и печалью.. живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла. имел я дочь; в учителя влюбилась и с ним бежать хотела сгоряча. я погрозил проклятьем ей: смирилась и вышла за седого богача. их дом блестящ и полон был, как чаша; но стала вдруг бледнеть и гаснуть маша и через год в чахотке умерла, сразив весь дом глубокою печалью.. живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла.. крестьянина я отдал в повара: он удался; хороший повар - счастье! но часто отлучался со двора и званью неприличное пристрастье имел: любил читать и рассуждать. я, утомясь грозить и распекать, отечески посек его, каналью, он взял да утопился: дурь нашла! живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла. приятель в срок мне долга не представил. я, намекнув по-дружески ему, закону рассудить нас предоставил: закон приговорил его в тюрьму. в ней умер он, не заплатив алтына, но я не злюсь, хоть злиться есть причина! я долг ему простил того ж числа, почтив его слезами и печалью.. живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла. так же как и нравственность в целом, нравственные понятия не являются абсолютными, а меняются от эпохи к эпохе. нравственный человек - человек, для которого моральные нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.