Выполнение заданий
Задание 1. Назовите по три понятий, принадлежащих объему понятий:
а) рациональное число б) четырехугольник в) математика г) мебель д)музыкальный национальный инструмент
тувинского народа е) часы
ж) специальности в колледже
e) предметы на 1 курсе
Задание 2. Укажите общие свойства следующих пар понятий:
a) трапеции и ромба; б) треугольника и параллелограмма;
в) прямоугольника и круга.
Задание 3. Определите, в каких отношениях находятся следующие понятия а, в, с и изобразите их объемы А, В, С на диаграммах Эйлера-Венна:
a) «прямая», «луч», «отрезок» б) «дерево», «растение», «кустарник»
b) «целое число», «натуральное число», «отрицательное число»
г) «треугольник», «многоугольник», «геометрическая фигура».
Задание 4. Для каждого из понятий укажите родовое понятие:
a) «кустарник», б) «квадрат», в) «стол», г) «нечетное число».
Задание 5. Для каждого из понятий укажите два видовых понятия:
a) «животное», б) «часть речи», в) «одежда», г) «параллелограмм».
Задание 6. Укажите три понятия, являющееся родовыми для понятия «прямоугольник». Какое из них ближайшее?
Задание 7. Приведите примеры разных определений из учебников математики начальных классов, разработанных по требованиям фгос ноо и выясните, к каким определениям они относятся.
Задание 8. Выясните с учебников математики начальных классов каким определяются в начальном курсе математики понятия:
а) «числовое выражение»; «однозначное число»;
в) «уменьшаемое»; г) «разность»; д) «площадь»; е) «квадрат».
Задание 9. Выясните, какие из определений верны (соразмерны):
a) Правильный треугольник
треугольник, у которого все стороны равны.
6) Остроугольный треугольник треугольник с острым углом.
b)
Прямоугольник четырехугольник, у которого все углы прямые и смежные стороны равны.
Задание 10. Укажите логические ошибки, опустите лишние слова или добавьте нужные слова B следующих определениях:
a) Луч есть прямая, ограниченная с одной стороны.
6) Отрезком называется прямая, ограниченная с двух сторон.
b) Квадратом называется прямоугольник, диагонали которого равны и делят друг друга пополам.
г) Секущей называется бесконечная прямая, проходящая через какие- нибудь точки окружности.
Задание 11. Найдите ошибки в определениях, выясните тип ошибки:
a) Математика - это наука.
б) Дуб-это дерево, которое растет в лесу.
b) Прямая, делящая сторону треугольника пополам, называется медианой.
г) Сложением называется действие, при котором числа складываются.
Задание 12. Проверьте правильность следующих классификаций понятий:
a) понятие «треугольник» делится на понятия: «остроугольный треугольник», «прямоугольный треугольник», «тупоугольный треугольник», «равносторонний треугольник», «равнобедренный треугольник»;
6) под понятие «натуральное число» делится на понятия: «четное число», «нечетное число», «число, кратное на 3»;
b) понятие «четырехугольник» делится на понятия: «параллелограмм» и «трапеция».
B случае, если классификация выполнена неправильно, укажите какое условие нарушено и
выполните классификацию.
правильную
Задание 13. Выполните правильные классификации следующих понятий:
Вуз, студент, угол, музыкальный инструмент, мебель, обувь, домашнее животное, домашняя птица, посуда, часы, учитель, здание, дерево, число, буква русского алфавита, множество, житель города.
Задание 14. Докажите, что понятие «четырехугольник» родовое по отношению к понятию «квадрат». В какой зависимости находятся содержания этих понятий?
Задание 1:
а) рациональное число - Для объема понятия "рациональное число" можно назвать следующие понятия: дестктильные дроби, целые числа, отрицательные числа.
Обоснование: Рациональное число - это число, которое может быть записано в виде дроби, где числитель и знаменатель являются целыми числами, знаменатель не равен нулю. Десятичная дробь, целые числа и отрицательные числа являются примерами рациональных чисел.
б) четырехугольник - Для объема понятия "четырехугольник" можно назвать следующие понятия: прямоугольник, трапеция, ромб.
Обоснование: Четырехугольник - это многоугольник с четырьмя сторонами. Прямоугольник, трапеция и ромб являются примерами четырехугольников.
в) математика - Для объема понятия "математика" можно назвать следующие понятия: алгебра, геометрия, арифметика.
Обоснование: Математика - это наука, которая изучает различные виды чисел, формулы, графики и другие математические объекты. Алгебра, геометрия и арифметика являются разделами математики.
г) мебель - Для объема понятия "мебель" можно назвать следующие понятия: стул, стол, шкаф.
Обоснование: Мебель - это предметы, используемые людьми для комфорта и удобства в доме или офисе. Стул, стол и шкаф являются примерами мебели.
д) музыкальный национальный инструмент тувинского народа - Для объема понятия "музыкальный национальный инструмент тувинского народа" можно назвать следующие понятия: кхомертек, тузулур, дошпулур.
Обоснование: Музыкальный национальный инструмент тувинского народа - это инструменты, используемые в музыкальной культуре тувинского народа. Кхомертек, тузулур и дошпулур являются примерами музыкальных национальных инструментов.
е) часы - Для объема понятия "часы" можно назвать следующие понятия: будильник, наручные часы, кукушечные часы.
Обоснование: Часы - это устройство, которое используется для измерения времени. Будильник, наручные часы и кукушечные часы являются примерами часов.
ж) специальности в колледже - Для объема понятия "специальности в колледже" можно назвать следующие понятия: электрик, бухгалтер, программист.
Обоснование: Специальности в колледже - это области знаний, в которых студенты могут получить профессиональные навыки и знания. Электрик, бухгалтер и программист являются примерами специальностей в колледже.
e) предметы на 1 курсе - Для объема понятия "предметы на 1 курсе" можно назвать следующие понятия: математика, физика, английский язык.
Обоснование: Предметы на 1 курсе - это дисциплины, которые студенты изучают на первом курсе образовательного учреждения. Математика, физика и английский язык являются примерами предметов на 1 курсе.
Задание 2:
а) трапеции и ромба - Общие свойства трапеции и ромба: оба являются четырехугольниками, имеют пары параллельных сторон, их диагонали пересекаются в прямом угле.
Обоснование: Трапеция - это четырехугольник с двумя параллельными сторонами. Ромб - это четырехугольник с четырьмя равными сторонами и двумя параллельными сторонами.
б) треугольника и параллелограмма - Общие свойства треугольника и параллелограмма: оба являются многоугольниками, имеют три стороны и три угла.
Обоснование: Треугольник - это многоугольник с тремя сторонами и тремя углами. Параллелограмм - это многоугольник с двумя парами параллельных сторон и смежными углами.
в) прямоугольника и круга - Общие свойства прямоугольника и круга: оба являются геометрическими фигурами, имеют определенную площадь и периметр.
Обоснование: Прямоугольник - это многоугольник с четырьмя прямыми углами и противоположными параллельными сторонами. Круг - это геометрическая фигура, внешняя граница которой состоит из всех точек, равноудаленных от центра.
Задание 3:
a) «прямая», «луч», «отрезок» - Отношение понятий "прямая", "луч" и "отрезок" можно представить в виде диаграммы Эйлера-Венна следующим образом:
[Диаграмма прямой линии, луча и отрезка]
Объяснение:
Прямая - это понятие, которое включает в себя луч и отрезок. Луч - это часть прямой, имеющая одно начало и неограниченную длину. Отрезок - это часть прямой, имеющая два конца и ограниченную длину.
б) «дерево», «растение», «кустарник» - Отношение понятий "дерево", "растение" и "кустарник" можно представить в виде диаграммы Эйлера-Венна следующим образом:
[Диаграмма дерева, растения и кустарника]
Объяснение:
Дерево - это понятие, которое включает в себя растение и кустарник. Растение - это живой организм, который является основным и непосредственным источником пищи и кислорода. Кустарник - это многолетнее растение, имеющее много стеблей, которые ветвятся низко над землей.
г) «ц