Классик якуб колас (константин михайлович мицкевич) родился в семье лесника. детство его прошло в лесной глуши на немане. школы поблизости не было, и грамоту мальчик постигал «самоуком».он жадно читал пушкина, гоголя, лермонтова, некрасова, а увлекшись крыловым, пробовал и сам писать басни.в 1898 г. колас поступает в учительскую семинарию в г. несвиже. с 1902 г. учительствует в начальных школах полесья и выступает ходатаем по крестьянским делам. в это же время среди крестьян и сельской интеллигенции распространяются нелегальные стихи коласа. его заметки о беззаконии помещиков и местных властей появляются под разными псевдонимами в демократической печати. в 1906 г. в газете «наша доля» (после шестого номера газету закрыли) печатается одно из первых стихотворений коласа — «наш родны край», в котором нарисована яркая картина жизни угнетенной белоруссии. в том же году за революционную деятельность и участие в нелегальном съезде учителей коласа уволили из школы, а в 1908 г. судили и приговорили к трем тюрьмы.в минском остроге колас начинает писать поэму «новая земля». в 1910 г. он издает первый сборник стихотворений «песни печали». в письме к украинскому писателю м. коцюбинскому горький писал: «в белоруссии есть два поэта: якуб колас и янка купала — интересные просто пишут, так ласково, грустно, искренно».много работает колас в послеоктябрьский период. в 1923 г. он заканчивает поэму «новая земля». ее по праву считают энциклопедией жизни крестьянства конца xix в. на фоне красочных картин родной природы колас показывает жизнь бедных крестьян, их труд и борьбу. каждая страница произведения согрета глубоким лиризмом, искрится народным юмором.в поэме «сымон музыкант» (1917 — 1925) с большим мастерством и вдохновением показана трагическая судьба народных талантов, обреченных царизмом на гибель. герой поэмы — поводырь слепого нищего, одаренный скрипач сымон. бедность мешает ему совершенствовать свой талант. но сымон верит, что наступит иное время и он своей «задушевной игрой» сможет украсить жизнь трудового люда. в советские годы колас создает прозаическую трилогию о борьбе народа за свое освобождение, о роли в ней интеллигенции, вышедшей из народных низов («в полесской глуши», «в глубине полесья» и «на росстанях»). эта трилогия была закончена после войны и издана под общим названием «на росстанях».
Жена: плохую привычку не скинешь, хорошую не наденешь. муж: всяк человек человеком рождается, да не всяк ведёт себя по- человечески. муж: плохая жена – плохая слава. жена: если плохо ведёшь, в том жена не виновата. муж: кто на какой женится, тот по ней и изменится. жена: с плохим мужем и жена станет плохой. муж: плох тот муж, который капризы жены исполняет. жена: луга красивы цветами девушки – . муж: кто ходит в кафтане, а кто в рваном чепане. жена: замуж выходить нравы других находить. муж: без жены хоть утопись, а с плохой хоть удавись. жена: хороший муж – счастье, плохой несчастье. муж: плохую жену легко найти, да тяжело от неё уйти. жена: из семьи уйдёшь – в жизни счастья не найдешь. муж: как тайно себя не выведешь, жену не проведёшь. жена: чужую жену полюбишь, чужое счастье погубишь. муж: глупая жена, уж говорливая. жена: с кем поведешься, от того и наберёшься.