Безопасность велопохода начинается с момента его планирования - за несколько месяцев. Надо узнать о районе предполагаемого маршрута, как можно больше. Для этого используется: интернет, газеты, радио, специальная литература о : политической обстановке, климате, природных явлениях, опасных растениях и животных... Например, в 2005 году, в велорассылке ВЕЛОСИПЕДИЗМ (№119 от 18.05.05г) было следующее сообщение - ВООРУЖЕННОЕ НАПАДЕНИЕ НА ВЕЛОТУРИСТОВ В АБХАЗИИ. Третьего мая сего года на нашу группу, совершавшую спортивное велопутешествие по Абхазии в районе г. Гудаута, рядом с селом Мюсеры было совершено вооруженное нападение. Нападавшие были в масках и с АКМами. У нас были отобраны деньги и дорогостоящая техника. Последующее общение с милицией в г. Гудаута позволило выяснить, что подобные случаи случаются довольно часто, но чаще их жертвами становятся местные жители. Следующий случай вооруженного ограбления в этом районе с человеческими жертвами состоялся через 2 дня после нашего случая. На данный момент милицией в Абхазии контролируются основные трассы, которые не представляют интереса для сколько-нибудь сложных спортивных путешествий. На остальной же территории избыток оружия и отсутствие возможности зарабатывать сколько-нибудь приличные деньги создают взрывоопасную смесь. Милиция делает все возможное, но этого, к сожалению, не достаточно. Лет через 5, когда будут отстроены санатории и у населения появится возможность работать и зарабатывать, ситуация, скорее всего, изменится в лучшую сторону. Пока же Абхазия по соображениям безопасности не подходит для активного туризма. Я никому не желаю обрести тот опыт, который теперь есть у нас.Сахаров Александр Русский Клуб Велопутешествий, Москва.Или, например, недостаток знаний о климатических условиях - В апреле - мае одна группа велотуристов проводила очень сложный велопоход по Карпатским полонинам массива Черногора и не смогла пройти некоторые запланированные перевалы, и участки маршрута из-за высокого уровня снежного покрова.О ядовитых, опасных растениях и животных тоже вроде всё понятно - В одном из майских велопоходов по Туркмении один из участников получил сильное пищевое отравление из-за того, что, вопреки предупреждениям инструктора, съел икру рыбы пойманной в реке Сумбар. В большинстве видов Среднеазиатских рыб можно есть только мясо, а вот их внутренности, темная брюшная плёночка и икра ядовиты.Знать и соблюдать правила дорожного движения. Прежде всего, вся группа и каждый велотурист в отдельности являются участниками дорожного движения и следовательно все должны строго соблюдать правила дорожного движения - ПДД. О них подробнее мы ещё поговорим ОТДЕЛЬНОЙ ТЕМОЙ .Соблюдать личную гигиену. Во избежание расстройства желудка, возникновения потёртостей и прочих болезней которые могут нанести вред вашему здоровью и, как следствие, задержать группу. Не есть неизвестные фрукты и ягоды, не трогать неизвестных животных и насекомых. Знать и уметь оказывать доврачебную медицинскую В велосипедном походе есть одно незыблемое правило - С местными представителями администраций посёлков, лесниками и прочим праздношатающимся людом, общается руководитель-инструктор. Если к вам подходит человек из перечисленных категорий и начинает что-то говорить, расспрашивать, или даже требовать, то недальновидный участник начинает рассказывать: какой дорогой, за 800 баксов, у него велосипед, что он приехал из Москвы и что группа будет останавливаться на ночлег - вон за тем леском, у озера... Хороший участник говорит следующее - варианты: "Моя, твоя не понимай... Я сам не знаю, что здесь делаю... Сами мы не местные... Мы едем к морю... Вон, наш руководитель, - он всё знает..." :))Во время ночёвки велосипеды ставятся "валетом" (руль-седло) возле палаток, связываются стальным тросиком с петлями на концах, длиной метра три-четыре (им можно опутать все рамы и колёса велосипедов), замыкается хорошим замком и накрываются большим шелестящим полиэтиленовым тентом. Общественные котлы ставятся под велосипеды, а личная посуда накрывается обеденной клеёнкой. Велорюкзаки с малоценными вещами можно оставить на велосипеде, а ценные вещи, спальные принадлежности, тёплую одежду положить в палатку, под голову.Перед выездом в категорийный велопоход проводятся совместные тренировочные выезды это в основном, велопоходы выходного дня - ПВД. В них участники предстоящего велопохода знакомятся, проводят скатку, на практике узнают правила движения в группе. Начиная с 1 марта Велошкола планирует проводить велопоходы выходного по маршрутам протяженностью от 50 до 90 км в лесные массивы пригорода Харькова, чтобы участники до выезда в велопоход уже имели накат в сумме не меньше 300 км. Иногородним предлагается самостоятельно проводить тренировки на велосипеде начиная с выездов протяженностью 40-50 км с последующим увеличением дневного пробега до 80-90 км. в день. Если у вас ещё снега по колено, занимайтесь общей физической подготовкой в спорт-зале или дома.
Необходимо проверить техническое состояние велосипеда: функциональность тормозов, шины должны быть хорошо накачаны и не иметь повреждений, спицы должны быть ровными и натянутыми; на неисправном транспорте в поход отправляться нельзя;нужно правильно подобрать одежду, она должны быть из качественных материалов ярких цветов, лучше чтобы имелись со светоотражающими элементами, плотно прилегать к телу спортсмена;важно акцентировать внимание на езде по дорогам в разных погодных условиях (туман, дождь и гололёд), таком случае следует увеличиться тормозной путь; помимо этого нужны специальные фонари, потому что видимость в таких погодных условиях значительно ухудшается;крайне необходимо снарядиться шлемом, налокотниками и наколенниками, что позволит снизить уровень травматизма;в походе понадобится аптечка, с необходимым набором медикаментов.