Времена года Антонио Вивальди — одно из самых знаменитых его произведений, также одно из известнейших музыкальных произведений этого стиля. Произведения «Времена года» было создано в 1723 году, а впервые вышло в свет только два года спустя. Каждый концерт соответствует одному времени года, разделен на три части, посвященных трем месяцам каждого времени года. Каждый из концертов сопровождается сонетом. Считается, что сам Вивальди был автором не только музыки, но и стихов. В произведении кроме явного описания сезонов присутствует аллюзия — разный возраст человека, от рождения до смерти (весна как пробуждение природных сил символизирует начало жизни или юность, а зима символизирует конец жизни или старость) . В целом содержание цикла намного богаче, чем просто музыкальное описание природных изменений. Антонио Вивальди сумел мастерски изобразить грозу, зной, журчание ручьев, лай собак, шелест листьев, пыльный знойный ветер, жужжание мух, пение птиц, дождь, холод… Во «Временах года» гениальным образом отражено настроение и чувство каждого месяца в году. Все это и предопределило признание цикла как непревзойденного шедевра.
Времена года с полной уверенностью можно отнести к «популярной классике» . Хотя Антонио Вивальди написал множество других замечательных произведений, для многих имя Вивальди ассоциируется с Временами года и наоборот.
Времена года – «Весна» (La Primavera)
Концерт начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют пение птиц! Но вот – гремит гром. Играющий в унисон оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей в гаммообразных пассажах. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны. Парящая мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Все остальные скрипки рисуют шелест листвы. Альты изображают лай собаки, охраняющей сон хозяина. Заканчивает весеннюю часть танец-пастораль. Буйство энергии и веселое настроение соответствует концу весны, яркость красок свидетельствует о пробуждение природы. Вивальди смог передать всю палитру природных красок звуками оркестра, все оттенки радости – пассажами скрипок!
Глава 23. О завесе святаго олтаря, когда отверзается, и когда затворяется
отверзается завеса в начале вечерни, и стоит отверзена даже до отпуста. На Утрени, такожде с начала и до конца. На часех же егда чтутся кроме литургии, отверзается ко чтению апостола, и стоит до отпуста отверзена. По отпусте же затворяется. В начале же литургии отверзается завеса, и стоит отверзена, даже до великаго входа. По входе же паки затворяется, дондеже иерей, или диакон возглаголет: Двери двери, премудростию вонмем. Тогда отверзается, и стоит отверзена до возглашения: святая святым. И тогда паки затворяется. По причащении же паки отверзается, и стоит отверзена до конца святыя литургии. Но отпусте же литургии совершенне затворяется. егда же молебен поется, от начала и до отпуста отверзена бывает. [Смотри] Ведомо буди, яко святыя двери никогдаже отверзаются, токмо в начале великия вечерни, егда бывает бдение, и кадит священник, и во вся входы, сиречь вечерни, и литургии, и святаго евангелиа: такожде отверзаются и от появления святых таин, даже до исполнения божественныя литургии.
Времена года с полной уверенностью можно отнести к «популярной классике» . Хотя Антонио Вивальди написал множество других замечательных произведений, для многих имя Вивальди ассоциируется с Временами года и наоборот.
Времена года – «Весна» (La Primavera)
Концерт начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют пение птиц! Но вот – гремит гром. Играющий в унисон оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей в гаммообразных пассажах. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны. Парящая мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Все остальные скрипки рисуют шелест листвы. Альты изображают лай собаки, охраняющей сон хозяина. Заканчивает весеннюю часть танец-пастораль. Буйство энергии и веселое настроение соответствует концу весны, яркость красок свидетельствует о пробуждение природы. Вивальди смог передать всю палитру природных красок звуками оркестра, все оттенки радости – пассажами скрипок!
отверзается завеса в начале вечерни, и стоит отверзена даже до отпуста. На Утрени, такожде с начала и до конца. На часех же егда чтутся кроме литургии, отверзается ко чтению апостола, и стоит до отпуста отверзена. По отпусте же затворяется. В начале же литургии отверзается завеса, и стоит отверзена, даже до великаго входа. По входе же паки затворяется, дондеже иерей, или диакон возглаголет: Двери двери, премудростию вонмем. Тогда отверзается, и стоит отверзена до возглашения: святая святым. И тогда паки затворяется. По причащении же паки отверзается, и стоит отверзена до конца святыя литургии. Но отпусте же литургии совершенне затворяется. егда же молебен поется, от начала и до отпуста отверзена бывает. [Смотри] Ведомо буди, яко святыя двери никогдаже отверзаются, токмо в начале великия вечерни, егда бывает бдение, и кадит священник, и во вся входы, сиречь вечерни, и литургии, и святаго евангелиа: такожде отверзаются и от появления святых таин, даже до исполнения божественныя литургии.