Имеются сведения, что в январе 1794 года в курене Платнировском была построена первая хата и тут же школа "У церковных причетников". Подобного рода "учебные заведения" возникали с закладкой станиц на территории Кубани. В них обучали лишь чтению и письму, а занятия вели лица духовного сословия и писари. Обучали грамоте и при казачьих канцеляриях, которые долгое время служили своего рода "учебными заведениями" . Первая официальная школа была открыта в Екатеринодаре по инициативе тогдашнего войскового атамана Ф. Я. Бурсака. Согласно статье в журнале "Кубанская школа", открыта она была 1 августа 1803 года и для обучения детей вызваны из Московского университета студент Иваненко и гимназист Поляков . Уже через год ее переименовали в войсковое училище, предоставив ему права официальной правительственной школы, но на этот вклад государственных органов в зарождение образовательной системы в Кубанской области завершился. Материальная база первого казачьего войскового училища формировалась за счет пожертвований и сборов средств, здание содержалось на средства казачьего войска . Понимая недостаточность только одного учебного заведения передовые люди Черномории ставили перед вышестоящим училищным начальством вопрос об открытии новых учебных заведений. В июле 1805 года атаман Бурсак обратился к жителям Черномории, "изъявившим желание содействовать развитию образования", с предложением о денежных пожертвованиях на это дело. В числе жертвователей был и протоиерей Кирилл Россинский, назначенный смотрителем училища 24 февраля 1806 года . Следующим этапом в деле становления и развития народного просвещения стало открытие в 1812 году первых в северокавказском крае приходских школ на Тамани, в Щербиновском и Брюховецком, а затем и в Гривенском (Новонижестеблиевском) куренях. В последующем, в течение двух лет (1818-1819 годы) были открыты еще шесть приходских школ: в куренях Темрюкском, Роговском, Кущевском, Медведомском, Леушковском и Пластуновском. К 1820 года в указанных десяти приходских училищах обучались свыше 300 учащихся . В августе 1818 года благодаря усилиям К. В. Россинского открылось Екатеринодарское духовное приходское училище, являющееся первенцем церковно-православного образования на Кубани. Открытие указанных учебных заведений представляло собой заметный качественный скачок от фактического отсутствия определенной образовательной системы к началу ее целенаправленного строительства. В этом отношении Черномория обогнала даже соседнюю область войска Донского, где существовало только три приходских училища. Однако открытые учебные заведения не были поставлены на прочную материальную основу и порой их существование зависело от частных пожертвований и других непостоянных источников финансирования. Вопросы нормального обеспечения их деятельности решались крайне мелено, поэтому, по свидетельству самого К. В. Россинского, "приходские училища, а особенно учителя, лишались к своему содержанию, доведены до последней крайности" . Не составляло исключения и положение войскового училища в Екатеринодаре, содержавшегося, по свидетельству того же должностного лица, "на собственные войсковые средства, без всякого участия казны, за исключением правительственной опеки" .Поэтому рост числа учебных заведений передавался с закрытием или перерывами в их функционировании: в 1819 году в Черномории было 11 учебных заведений, в 1835 году - только 5, а в 1860 году - снова 11. Но численность учащихся в них практически постоянно росла и составила в 1860 году 648 человек .
Причины: несоблюдение условий присоединения Башкортостана к России.
Итоги: В конце 1663 — начале 1664 гг. состоялись переговоры башкир Ногайской дороги с царскими властями и направленные в Москву послы Актай Досмухаметов и Динмухамет Юлаев были приняты царём Алексеем Михайловичем и получили жалованную грамоту, которые удовлетворяли требования повстанцев. Осенью 1664 года башкиры Казанской дороги направили своих послов на переговоры с уфимcкой воеводой и прекратили борьбу. Зимой 1665 года башкиры Сибирской дороги заключили договор с тобольским воеводой. Царское правительство удовлетворило основные требования повстанцев (официально подтвердило вотчинное право башкир на землю, обещало прекратить злоупотребления сборщиков налогов и другие).
Восстание в 1681—1684 гг
Причины: нарушением вотчинного права башкир, произвол администрации Уфимского уезда, рост налогов, попытки насильственной христианизации мусульман и др.
Итоги:Царское правительство заявило об отказе от политики христианизации мусульман, официально осудило политику захвата башкирских вотчин, удовлетворило требования башкир о соблюдении условий присоединения Башкортостана к России.
Восстание в 1704—1711 гг
Причины: усиление захвата башкирских вотчин, рост налогов и повинностей, попытки христианизации и произвол уфимской администрации.
Итоги: Было подтверждено вотчинное право башкир на землю, отменены требования прибыльщиков, осуждено насилие со стороны казанской и уфимской администраций.
Восстание в 1735—1736 гг.
Причины: нарушение вотчинных прав на земли и системы внутреннего самоуправления Башкортостана и др.
Итоги: командой А. И. Тевкелева было сожжено более 50 аулов (Сеянтус и др.), убито 2 тысячи человек. Правительственные указы от 11 февраля 1736 и от 16 февраля 1736 года были нацелены на установление контроля над системой внутреннего самоуправления в Башкирии и провозгласили курс на самое жесткое подавление восстания. С конца марта 1736 года отрядами И. К. Кирилов сожжёны 200 деревень и главная Азиевская мечеть в Башкирии. Всего по неполным сведениям, повстанцы потеряли свыше 15 тысяч человек. К началу 1737 года все крупные лидеры восставших башкир были арестованы.
Восстание в 1737—1738 гг.
Причины: жестокое подавление движения в 1735—1736 годах, тяжелые условия принесения повинных и др.
Итоги: Правительственными силами Л. Я. Соймонова летом — осенью 1737 года было разорено и сожжено бол
Первая официальная школа была открыта в Екатеринодаре по инициативе тогдашнего войскового атамана Ф. Я. Бурсака. Согласно статье в журнале "Кубанская школа", открыта она была 1 августа 1803 года и для обучения детей вызваны из Московского университета студент Иваненко и гимназист Поляков . Уже через год ее переименовали в войсковое училище, предоставив ему права официальной правительственной школы, но на этот вклад государственных органов в зарождение образовательной системы в Кубанской области завершился. Материальная база первого казачьего войскового училища формировалась за счет пожертвований и сборов средств, здание содержалось на средства казачьего войска .
Понимая недостаточность только одного учебного заведения передовые люди Черномории ставили перед вышестоящим училищным начальством вопрос об открытии новых учебных заведений. В июле 1805 года атаман Бурсак обратился к жителям Черномории, "изъявившим желание содействовать развитию образования", с предложением о денежных пожертвованиях на это дело. В числе жертвователей был и протоиерей Кирилл Россинский, назначенный смотрителем училища 24 февраля 1806 года .
Следующим этапом в деле становления и развития народного просвещения стало открытие в 1812 году первых в северокавказском крае приходских школ на Тамани, в Щербиновском и Брюховецком, а затем и в Гривенском (Новонижестеблиевском) куренях. В последующем, в течение двух лет (1818-1819 годы) были открыты еще шесть приходских школ: в куренях Темрюкском, Роговском, Кущевском, Медведомском, Леушковском и Пластуновском. К 1820 года в указанных десяти приходских училищах обучались свыше 300 учащихся .
В августе 1818 года благодаря усилиям К. В. Россинского открылось Екатеринодарское духовное приходское училище, являющееся первенцем церковно-православного образования на Кубани. Открытие указанных учебных заведений представляло собой заметный качественный скачок от фактического отсутствия определенной образовательной системы к началу ее целенаправленного строительства. В этом отношении Черномория обогнала даже соседнюю область войска Донского, где существовало только три приходских училища. Однако открытые учебные заведения не были поставлены на прочную материальную основу и порой их существование зависело от частных пожертвований и других непостоянных источников финансирования. Вопросы нормального обеспечения их деятельности решались крайне мелено, поэтому, по свидетельству самого К. В. Россинского, "приходские училища, а особенно учителя, лишались к своему содержанию, доведены до последней крайности" . Не составляло исключения и положение войскового училища в Екатеринодаре, содержавшегося, по свидетельству того же должностного лица, "на собственные войсковые средства, без всякого участия казны, за исключением правительственной опеки" .Поэтому рост числа учебных заведений передавался с закрытием или перерывами в их функционировании: в 1819 году в Черномории было 11 учебных заведений, в 1835 году - только 5, а в 1860 году - снова 11. Но численность учащихся в них практически постоянно росла и составила в 1860 году 648 человек .
Причины: несоблюдение условий присоединения Башкортостана к России.
Итоги: В конце 1663 — начале 1664 гг. состоялись переговоры башкир Ногайской дороги с царскими властями и направленные в Москву послы Актай Досмухаметов и Динмухамет Юлаев были приняты царём Алексеем Михайловичем и получили жалованную грамоту, которые удовлетворяли требования повстанцев. Осенью 1664 года башкиры Казанской дороги направили своих послов на переговоры с уфимcкой воеводой и прекратили борьбу. Зимой 1665 года башкиры Сибирской дороги заключили договор с тобольским воеводой. Царское правительство удовлетворило основные требования повстанцев (официально подтвердило вотчинное право башкир на землю, обещало прекратить злоупотребления сборщиков налогов и другие).
Восстание в 1681—1684 гг
Причины: нарушением вотчинного права башкир, произвол администрации Уфимского уезда, рост налогов, попытки насильственной христианизации мусульман и др.
Итоги:Царское правительство заявило об отказе от политики христианизации мусульман, официально осудило политику захвата башкирских вотчин, удовлетворило требования башкир о соблюдении условий присоединения Башкортостана к России.
Восстание в 1704—1711 гг
Причины: усиление захвата башкирских вотчин, рост налогов и повинностей, попытки христианизации и произвол уфимской администрации.
Итоги: Было подтверждено вотчинное право башкир на землю, отменены требования прибыльщиков, осуждено насилие со стороны казанской и уфимской администраций.
Восстание в 1735—1736 гг.
Причины: нарушение вотчинных прав на земли и системы внутреннего самоуправления Башкортостана и др.
Итоги: командой А. И. Тевкелева было сожжено более 50 аулов (Сеянтус и др.), убито 2 тысячи человек. Правительственные указы от 11 февраля 1736 и от 16 февраля 1736 года были нацелены на установление контроля над системой внутреннего самоуправления в Башкирии и провозгласили курс на самое жесткое подавление восстания. С конца марта 1736 года отрядами И. К. Кирилов сожжёны 200 деревень и главная Азиевская мечеть в Башкирии. Всего по неполным сведениям, повстанцы потеряли свыше 15 тысяч человек. К началу 1737 года все крупные лидеры восставших башкир были арестованы.
Восстание в 1737—1738 гг.
Причины: жестокое подавление движения в 1735—1736 годах, тяжелые условия принесения повинных и др.
Итоги: Правительственными силами Л. Я. Соймонова летом — осенью 1737 года было разорено и сожжено бол