Романтизм как литературное направление возникает на рубеже XVIII и XIX столетий, в эпоху перехода от феодального строя к буржуазному.
Становление романтизма происходит во время и после Французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Эта революция явилась важнейшим моментом в истории не только Франции, но и других стран. Значение исторического опыта Французской буржуазной революции для XIX в. очень велико. Крушение феодально-дворянского мира, торжество новых социальных отношений вызвали важные сдвиги в сознании людей.
Социально-историческая почва романтизма в Англии имела свои особенности.
Буржуазная революция произошла в стране в середине XVII в. В народ среде зрело недовольство последствиями промышленного переворота. Переход к машинному производству обогащал лишь предпринимателей, в то время как условия труда и жизни простых людей ухудшались. Романтическая культура является отражением процесса отчуждения личности в буржуазном обществе.
В английском романтизме было три основных течения: «лейкисты» (поэты «озерной школы») - Вордсворт, Колридж, Саути; революционные романтики - Байрон и Шелли; лондонские романтики - Ките, Лэм, Хэзлитт, Хант.
Романтизм в Англии отличается национальным своеобразием. В произведениях английских романтиков сказывается национальная традиция изображения жизни. В английском романтизме сильны просветительские идеи (у Байрона, Скотта, Хэзлитта).
В английском романтизме возвышенное не всегда понимается как исключительное. Часто возвышенное раскрывается в простом, обыденном. Воображение открывает чудесное, великолепное в самом обычном и будничном.
Романтическое искусство в целом отличалось новизной видения жизни и по-своему отразило жизненную правду, передало характер эпохи.
Уильям Блейк (1757-1827)
Родоначальник романтизма в англ литературе Уильям Блейк при жизни был известен как гравер и художник. Его стихи были опубликованы посмертно. В лит кругах интерес к поэзии Блейка возник в 60-х годах XIX в.
Страстная поэзия Блейка содержит большие философские обобщения, охватывающие судьбы всего мира. Возмущенный социальной несправедливостью, поэт требует активного отношения к жизни. Поэзия самого Блейка - это кипение страстей и чувств.
Обличитель официальной церкви, Блейк не был, однако, атеистом. Подвергая критике христианскую религию, он исповедовал «религию человечности».
Радикальные настроения поэта выражены в фольклорной по своему духу предромантической "Король Гвин", входящей в первый стихотв сборник Блейка «Поэтические наброски». Тема этой - народное восстание против тирании короля Гвина.
В период Французской буржуазной революции создавались лучшие поэтические сборники Блейка: «Песни Невинности» и «Песни Опыта». Герои этого сборника - дети. Стихи проникнуты настроением радости и счастья.
В стихотворениях «Дитя-радость», «Вечерняя песня» передана любовь к жизни. Радость уже в том, что человеку дана жизнь, что он живет. В стихотворении «Святой четверг» поэт любуется детьми. С детством связаны чистота души, светлое восприятие жизни. Но уже в «Песнях Невинности» радостное мироощущение подчас сменяется тревожным настроением.
Светлым эмоциям «Песен Невинности» противостоят скорбные и горькие чувства «Песен Опыта», открывающих другую сторону бытия. В изображении судеб детей раскрывается трагическое положение народа в условиях буржуазной Англии.
Джордж Гордон Байрон (1788-1824)
Байроновский романтизм народен в своем существе.
Байрон был привержен просветительским идеалам и эстетике классицизма, однако он был поэтом-романтиком. Преклонение перед разумом сопровождается мыслью о неразумности современной действительности. Идеи просветителей выступают в творчестве Байрона в новом виде. У поэта уже нет оптимистичной веры во всесилие разума. Пафос жизни и творчества Байрона - в борьбе против тирании. Главной мечтой его была мечта о свободе человечества.
Личность Байрона весьма противоречива. В его сознании и творчестве борются различные начала - стремление к борьбе за освобождение народов от тирании и индивидуалистические настроения. Веря в то, что в будущем свобода восторжествует, поэт не может отрешиться от пессимизма.
Байрон учился в Кембриджском университете, увлекался историей, читал труды просветителей, хотел стать политичесим деятелем.
Первые сборники его стихов публиковались анонимно. Это «Летучие наброски», «Стихотворения на разные случаи». Под своим именем Байрон начинает публиковаться со сборника «Часы досуга». Уже в этих юношеских стихах намечены темы разрыва с лицемерным и жестоким обществом.
В 1812г. Байрон выступает в палате лордов с речью в защиту интересов ирландского народа.
Сознавая трудности борьбы против сил зла, видя жестокость современного режима, Байрон испытывает настроения тоски и отчаяния. В духовной атмосфере одиночества Байрон создает свои романтические «восточные» поэмы: «Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар», «Лара», «Осада Коринфа», «Паризина».
1. Храм Василия Блаженного - один из самых красивых архитектурных памятников всей России, не зря собор называют символом русской души. Сегодня собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
2.1. Он был построен в середине 16 в. по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством. Казань была присоединена к России 2 октября 1552 г. Это случилось на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Иван Грозный повелел построить в честь великого события роскошный храм во имя Покрова Богородицы. Так и сделали. Центральную церковь посвятили празднику Покрова Богородицы, и собор и получил первое название - Покровский. Церковь была освящена 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 г. Освящал храм митрополит Макарий.
Через несколько лет у стен собора был захоронен московский юродивый Василий Блаженный, который собирал деньги на строительство этого храма, приносил их на Красную площадь и бросал через правое плечо. Эти монеты так и лежали на земле неприкосновенными, пока юродивый перед смертью не отдал их Ивану Грозному на строительство собора. Чуть позже, в 1588 г., сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович, распорядился построить отдельную церковь, посвященную Василию Блаженному. Об этом повествует стилизованная надпись на стене церкви. С тех пор собор в народе стали называть вторым именем - храм Василия Блаженного.
Строительство чудесного храма царь доверил двум лучшим русским зодчим - Постнику Яковлеву и Ивану Барме. Летописец сделал запись о том, что "Бог даровал" Ивану Грозному "двух мастеров русских по реклу [то есть по прозвищу] Постник и Барма". Собор получился столь великолепным, что Иван Грозный, боясь, как бы эти зодчие в другом городе не сделали что-то похожее, вместо благодарности за труд повелел ослепить мастеров. Существует другая легенда, что царь повелел посадить зодчих в тюрьму после того, как они, «употчеванные вином», похвастались, что могут построить церковь лучше. Третья легенда гласит, что строителей и вовсе казнили - по той же причине.
Что стояло раньше на месте этого собора, точно не известно. Сведения в летописях самые противоречивые. По одной из версий, на месте храма раньше стояла деревянная церковь, построенная во имя Живоначальной Троицы.
2.2. Грандиозный 65-метровый храм был построен всего за шесть лет.
Его строили из кирпича, а фундамент и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня. Чтобы подчеркнуть "дорогую цену" строительного материала, а также уберечь собор от дождей и непогоды, все стены снаружи были расписаны в красно-белых тонах, "под кирпич".
Интересна архитектура собора. Храм состоит из девяти церквей, построенных на одном фундаменте, и колокольни.
В центре - главная столпообразная церковь (в честь Покрова Пресвятой Богородицы). Она увенчана маленькой главкой. Главную церковь окружают правильным восьмиугольником 8 других церквей, различных по величине и форме: с четырех сторон стоят осевые церкви (они расположены по 4 сторонам света), между которыми поставлены еще четыре - поменьше. Таким образом, в плане собор образует восьмиконечную звезду.
Храм построен по принципу нарастания высоты. Главная церковь - самая высокая в ансамбле, её высота 47,5 метров, а от уровня земли – 65 м. Она в два раза выше 4-ёх больших церквей, большие церкви - в два раза выше 4-ёх малых.
Купола этих 8 церквей сделаны в виде нарядных луковиц. Все купола разные, ни один не похож на другой. Рисунок каждого купола уникален. Центральный купол - золотой. Остальные церкви увенчаны многоцветными куполами.
Любопытно, что всего в храме не 9, а 11 куполов. Девять куполов - у церквей. Десятый купол находится над приделом Василия Блаженного, а 11 - над колокольней. Эта колокольня была построена в 1670-е гг., вместо звонницы. Ко 2-ой половине 17 в. старая звонница обветшала и пришла в негодность. Её сменила новая колокольня, которая стоит по сей день.
В Покровском соборе нет подвалов. Есть подклет. Глубокие ниши-тайники в нём использовали как хранилища. До 1595 года в подклете храма прятали царскую казну. Зажиточные горожане тоже приносили сюда своё имущество.
Стены собора богато украшены фресками. В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне изразцов сообщали об истории создания храма и его обновлении во 2-ой половине 17 века. Высота каждой буквы надписи - 97 см.
Эта надпись, к сожалению, была замазана в 17 веке, но случайно обнаружена в 1964 г. Благодаря этой надписи удалось установить точную дату постройки храма - 1555-1561 гг. До этого считалось, что строительство было закончено в 1560 г.
Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец храма Василия Блаженного были расписаны растительным (травным) орнаментом.
3. Глядя на этот замечательный собор, мы любуемся необыкновенным мастерством его создателей, ощущаем чувство величия России, которое запечатлели в камне русские мастера. В 2007 году Покровский собор стал номинантом конкурса "Семь чудес России".
Романтизм как литературное направление возникает на рубеже XVIII и XIX столетий, в эпоху перехода от феодального строя к буржуазному.
Становление романтизма происходит во время и после Французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Эта революция явилась важнейшим моментом в истории не только Франции, но и других стран. Значение исторического опыта Французской буржуазной революции для XIX в. очень велико. Крушение феодально-дворянского мира, торжество новых социальных отношений вызвали важные сдвиги в сознании людей.
Социально-историческая почва романтизма в Англии имела свои особенности.
Буржуазная революция произошла в стране в середине XVII в. В народ среде зрело недовольство последствиями промышленного переворота. Переход к машинному производству обогащал лишь предпринимателей, в то время как условия труда и жизни простых людей ухудшались. Романтическая культура является отражением процесса отчуждения личности в буржуазном обществе.
В английском романтизме было три основных течения: «лейкисты» (поэты «озерной школы») - Вордсворт, Колридж, Саути; революционные романтики - Байрон и Шелли; лондонские романтики - Ките, Лэм, Хэзлитт, Хант.
Романтизм в Англии отличается национальным своеобразием. В произведениях английских романтиков сказывается национальная традиция изображения жизни. В английском романтизме сильны просветительские идеи (у Байрона, Скотта, Хэзлитта).
В английском романтизме возвышенное не всегда понимается как исключительное. Часто возвышенное раскрывается в простом, обыденном. Воображение открывает чудесное, великолепное в самом обычном и будничном.
Романтическое искусство в целом отличалось новизной видения жизни и по-своему отразило жизненную правду, передало характер эпохи.
Уильям Блейк (1757-1827)
Родоначальник романтизма в англ литературе Уильям Блейк при жизни был известен как гравер и художник. Его стихи были опубликованы посмертно. В лит кругах интерес к поэзии Блейка возник в 60-х годах XIX в.
Страстная поэзия Блейка содержит большие философские обобщения, охватывающие судьбы всего мира. Возмущенный социальной несправедливостью, поэт требует активного отношения к жизни. Поэзия самого Блейка - это кипение страстей и чувств.
Обличитель официальной церкви, Блейк не был, однако, атеистом. Подвергая критике христианскую религию, он исповедовал «религию человечности».
Радикальные настроения поэта выражены в фольклорной по своему духу предромантической "Король Гвин", входящей в первый стихотв сборник Блейка «Поэтические наброски». Тема этой - народное восстание против тирании короля Гвина.
В период Французской буржуазной революции создавались лучшие поэтические сборники Блейка: «Песни Невинности» и «Песни Опыта». Герои этого сборника - дети. Стихи проникнуты настроением радости и счастья.
В стихотворениях «Дитя-радость», «Вечерняя песня» передана любовь к жизни. Радость уже в том, что человеку дана жизнь, что он живет. В стихотворении «Святой четверг» поэт любуется детьми. С детством связаны чистота души, светлое восприятие жизни. Но уже в «Песнях Невинности» радостное мироощущение подчас сменяется тревожным настроением.
Светлым эмоциям «Песен Невинности» противостоят скорбные и горькие чувства «Песен Опыта», открывающих другую сторону бытия. В изображении судеб детей раскрывается трагическое положение народа в условиях буржуазной Англии.
Джордж Гордон Байрон (1788-1824)
Байроновский романтизм народен в своем существе.
Байрон был привержен просветительским идеалам и эстетике классицизма, однако он был поэтом-романтиком. Преклонение перед разумом сопровождается мыслью о неразумности современной действительности. Идеи просветителей выступают в творчестве Байрона в новом виде. У поэта уже нет оптимистичной веры во всесилие разума. Пафос жизни и творчества Байрона - в борьбе против тирании. Главной мечтой его была мечта о свободе человечества.
Личность Байрона весьма противоречива. В его сознании и творчестве борются различные начала - стремление к борьбе за освобождение народов от тирании и индивидуалистические настроения. Веря в то, что в будущем свобода восторжествует, поэт не может отрешиться от пессимизма.
Байрон учился в Кембриджском университете, увлекался историей, читал труды просветителей, хотел стать политичесим деятелем.
Первые сборники его стихов публиковались анонимно. Это «Летучие наброски», «Стихотворения на разные случаи». Под своим именем Байрон начинает публиковаться со сборника «Часы досуга». Уже в этих юношеских стихах намечены темы разрыва с лицемерным и жестоким обществом.
В 1812г. Байрон выступает в палате лордов с речью в защиту интересов ирландского народа.
Сознавая трудности борьбы против сил зла, видя жестокость современного режима, Байрон испытывает настроения тоски и отчаяния. В духовной атмосфере одиночества Байрон создает свои романтические «восточные» поэмы: «Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар», «Лара», «Осада Коринфа», «Паризина».
1. Храм Василия Блаженного - один из самых красивых архитектурных памятников всей России, не зря собор называют символом русской души. Сегодня собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
2.1. Он был построен в середине 16 в. по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством. Казань была присоединена к России 2 октября 1552 г. Это случилось на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Иван Грозный повелел построить в честь великого события роскошный храм во имя Покрова Богородицы. Так и сделали. Центральную церковь посвятили празднику Покрова Богородицы, и собор и получил первое название - Покровский. Церковь была освящена 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 г. Освящал храм митрополит Макарий.
Через несколько лет у стен собора был захоронен московский юродивый Василий Блаженный, который собирал деньги на строительство этого храма, приносил их на Красную площадь и бросал через правое плечо. Эти монеты так и лежали на земле неприкосновенными, пока юродивый перед смертью не отдал их Ивану Грозному на строительство собора. Чуть позже, в 1588 г., сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович, распорядился построить отдельную церковь, посвященную Василию Блаженному. Об этом повествует стилизованная надпись на стене церкви. С тех пор собор в народе стали называть вторым именем - храм Василия Блаженного.
Строительство чудесного храма царь доверил двум лучшим русским зодчим - Постнику Яковлеву и Ивану Барме. Летописец сделал запись о том, что "Бог даровал" Ивану Грозному "двух мастеров русских по реклу [то есть по прозвищу] Постник и Барма". Собор получился столь великолепным, что Иван Грозный, боясь, как бы эти зодчие в другом городе не сделали что-то похожее, вместо благодарности за труд повелел ослепить мастеров. Существует другая легенда, что царь повелел посадить зодчих в тюрьму после того, как они, «употчеванные вином», похвастались, что могут построить церковь лучше. Третья легенда гласит, что строителей и вовсе казнили - по той же причине.
Что стояло раньше на месте этого собора, точно не известно. Сведения в летописях самые противоречивые. По одной из версий, на месте храма раньше стояла деревянная церковь, построенная во имя Живоначальной Троицы.
2.2. Грандиозный 65-метровый храм был построен всего за шесть лет.
Его строили из кирпича, а фундамент и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня. Чтобы подчеркнуть "дорогую цену" строительного материала, а также уберечь собор от дождей и непогоды, все стены снаружи были расписаны в красно-белых тонах, "под кирпич".
Интересна архитектура собора. Храм состоит из девяти церквей, построенных на одном фундаменте, и колокольни.
В центре - главная столпообразная церковь (в честь Покрова Пресвятой Богородицы). Она увенчана маленькой главкой. Главную церковь окружают правильным восьмиугольником 8 других церквей, различных по величине и форме: с четырех сторон стоят осевые церкви (они расположены по 4 сторонам света), между которыми поставлены еще четыре - поменьше. Таким образом, в плане собор образует восьмиконечную звезду.
Храм построен по принципу нарастания высоты. Главная церковь - самая высокая в ансамбле, её высота 47,5 метров, а от уровня земли – 65 м. Она в два раза выше 4-ёх больших церквей, большие церкви - в два раза выше 4-ёх малых.
Купола этих 8 церквей сделаны в виде нарядных луковиц. Все купола разные, ни один не похож на другой. Рисунок каждого купола уникален. Центральный купол - золотой. Остальные церкви увенчаны многоцветными куполами.
Любопытно, что всего в храме не 9, а 11 куполов. Девять куполов - у церквей. Десятый купол находится над приделом Василия Блаженного, а 11 - над колокольней. Эта колокольня была построена в 1670-е гг., вместо звонницы. Ко 2-ой половине 17 в. старая звонница обветшала и пришла в негодность. Её сменила новая колокольня, которая стоит по сей день.
В Покровском соборе нет подвалов. Есть подклет. Глубокие ниши-тайники в нём использовали как хранилища. До 1595 года в подклете храма прятали царскую казну. Зажиточные горожане тоже приносили сюда своё имущество.
Стены собора богато украшены фресками. В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне изразцов сообщали об истории создания храма и его обновлении во 2-ой половине 17 века. Высота каждой буквы надписи - 97 см.
Эта надпись, к сожалению, была замазана в 17 веке, но случайно обнаружена в 1964 г. Благодаря этой надписи удалось установить точную дату постройки храма - 1555-1561 гг. До этого считалось, что строительство было закончено в 1560 г.
Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец храма Василия Блаженного были расписаны растительным (травным) орнаментом.
3. Глядя на этот замечательный собор, мы любуемся необыкновенным мастерством его создателей, ощущаем чувство величия России, которое запечатлели в камне русские мастера. В 2007 году Покровский собор стал номинантом конкурса "Семь чудес России".