1. Что придаёт опере классическуб стройность формы?
2. Музыкальные номера оперы.
3. Какой конфликт лежит в основе сюжета?
4. Хоровые сцены, в которых дана характеристика русского народа.
5. Какая музыка из сцены бала получает дальнейшее развитие, как она изменяется?
6. ответы Сусанина полякам
Где в опере звучат эти темы?
7. Почему Глинка дал в ответах Сусанина темы хоров?
8. Почему перед праздничным эпилогом звучит трагическая музыка?
9. Характер и музыкальные особенности хора «Славься».
10. Жанры русской музыки в опере:
А) протяжная лирическая песня
Б) молодецкая, удалая
В) плясовая
Г) свадебная
Д) лирический романс
черты
Личностное начало пронизывает авторскую песню и определяет в ней все - от содержания до манеры преподнесения, от сценического облика автора до характера лирического героя.
Поэт-певец не отделяет себя от аудитории, строго говоря, он не "исполняет" песню, не "демонстрирует" себя и свое творчество слушателям, а ведет с ними доверительный разговор по душам, рассчитывая на ответную реакцию.
Давай с тобой поговорим,
Прости, не знаю, как зовут…
Но открывается другим,
Все то, что близким берегут…
(О. Митяев)
Многие полагают, что это явление так и осталось в той жизни - вместе с талонами на сахар и походами на овощебазу. Есть несколько корифеев, более или менее успешно эксплуатирующих свои старые песни; новых же имен не появляется, а движение авторской песни и вовсю сошло на нет.
Между тем явление это не только не вымерло, но и заметно разнообразило формы своего существования. Фестивалей сейчас чуть ли не больше, чем во времена максимального расцвета бардовской песни. В радио- и телеэфире звучит огромное количество бардовских песен, выходит несколько специальных передач по авторской песне.
Авторская песня и движение бардовской песни, начавшееся еще в пятидесятых годах столетия, сумели в новых условиях не только выжить, но и создать или сохранить собственные, независимые от тенденций эстрады пути выхода к слушателям.
В чем же особенность такой "устойчивости"?
Интерес к человеку, его духовным ценностям собирать вокруг себя обширный круг неравнодушных к жизни, «думающих» людей - все это сделало авторскую песню не столько художественным, эстетическим, сколько социо-культурным явлением и предопределило ту особую роль, которую она сыграла в глобальном процессе смены ценностных ориентаций.
Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды нам своими песнями-размышлениями.
краткая биография римского-корсакова востребована не только учащимися музыкальных школ, но и вообще всеми, кто интересуется искусством. предлагаем вам кратко ознакомиться с жизнью маэстро, и узнать главные моменты из его творчества.
николай андреевич римский-корсаков (1844-1908) – композитор, педагог и дирижер. прожив всего 64 года, он успел многое сделать для искусства, войдя в , как талантливый мастер своего дела.
николай андреевич римский-корсаков
родился римский-корсаков 18 марта 1844 года в городе тихвине новгородской губернии. несмотря на склонность к музыке, которая у николая андреевича проявилась с раннего детства, он все же пошел на военную службу. сильное влияние в этом деле на него оказал старший брат, офицер и будущий контр-адмирал.
начав обучение в 6 лет, он увлекся церковной музыкой и народными песнями, а в 11 написал первое произведение.
интересен факт, что римский-корсаков обладал так называемым цветным слухом. то есть он каждую тональность видел в определенном цвете. эта уникальная особенность называется синестезией. таким образом, ми мажор у него соотносился с синим цветом. поэтому все «морские» произведения написаны у него именно в ми мажоре.
успех и признание
успех произведений был настолько очевиден, что уже в 1871 г. римский-корсаков получает приглашение на должность профессора практического сочинения, инструментовки и оркестровки в петербургскую консерваторию.
первой оперой маэстро стала «псковитянка», написанная в 1872 г. через семь лет он создает «майскую ночь» по сюжету н.в. гоголя. затем, в 1881 г. появляется наиболее вдохновенная опера «снегурочка», написанная для сказки а.н. островского.
интересным фактом в биографии римского-корсакова является то, что в начала 1890-х годов у него начал наблюдаться некоторый творческий спад. однако потом, наоборот, с невероятной интенсивностью выходят потрясающие оперы «ночь перед рождеством» (1895), «садко» (1896), «моцарт и сальери» (1897), пролог к опере «псковитянка» и «царская невеста» (по драме льва мея, 1898).
в 1872 году николай андреевич женился на надежде николаевне пургольд. она также была пианисткой, музыковедом и композитором.
у них родилось семеро детей, двое из которых умерли в детстве. не мудрено, что все дети получили хорошее музыкальное образование. ведь и отец и мать были деятелями на этом поприще.
современники подчеркивали, что римский-корсаков был заботливым отцом и много внимания уделял своим детям. он не только постоянно занимался с ними музыкой, но и воспитывал их в интеллигентных традициях того времени.
более подробно о его биографии вы можете прочитать в книге серии «жзл» автора и.ф. кунина.
последние годы жизни
в 1905-1907 гг. в российской империи начались революционные события. римский-корсаков выступил на стороне протестующих студентов, действия администрации петербургской консерватории. в знак солидарности он вообще уволился, однако потом, когда руководство консерватории было сменено – вернулся на должность.
еще один интересный факт из биографии. некоторое время официально исполнять его произведения, было запрещено. однако, несмотря на это, по стране регулярно проходили концерты произведений римского-корсакова, а толпы публики приходили послушать необыкновенную музыку. в знак поддержки николая андреевича слушатели каждый раз вставали.
последователями композитора было около 200 музыкантов, в числе которых такие величины, как прокофьев, стравинский, гнесин, танеев и другие.
написав оперу «золотой петушок», римский-корсаков открыто высмеял образ царя. за это произведение сразу же было запрещено. узнав об этом, уже немолодой музыкант пережил инфаркт, что и послужило поводом к его скорой кончине.
умер николай андреевич 21 июня 1908 года в деревне любенск. там у композитора была загородная усадьба. теперь это музей его имени.
похоронен в санкт-петербурге на новодевичьем кладбище. в 1930 г. его прах был перенесен в некрополь мастеров искусств александро-невской лавры.
если вам понравилась краткая биография римского-корсакова, обязательно поделитесь ею в социальных сетях.