Музыка - то, что нам жить. Она успокаивает, вдохновляет на подвиги, поднимает настроение, лечит душевные раны и задуматься над своей жизнью. Многие, когда слушают классическую музыку, становятся более развитым в общении. Ведь мы иногда слышим оттенки игры того или иного инструмента, когда идет легкая напевность, понимаем, что начало произведения игривое и легкомысленное. Когда идут тяжелые длинные ноты, мы осознаем, сейчас очень серьезная тема. Одно слово - понимание. Наверное, каждый, кто слушает какую-нибудь музыку, вспоминает о о радостных событиях, счастливых моментах. Но иногда это не так. Иногда музыка заставляет нас вспомнить о тяжелых ситуациях, мы вспоминаем о своих ошибках. Именно эти воспоминания об ошибках заставляют нас меняться, тем самым, воспитывают наши "души"
Мысли, чувства, образы окружающего мира передаются в музыке звуками. Но почему определенная последовательность звуков в мелодии создает печальное настроение, а другая, наоборот, звучит светло и весело? Почему одни музыкальные произведения вызывают желание петь, а иные – танцевать? И почему от прослушивания одних возникает чувство легкости и прозрачности, а от других – грусти.
Каждое музыкальное произведение отличается определенным набором характеристик. Эти характеристики музыканты называют элементами музыкальной речи. Содержание пьес передается разными элементами музыкальной речи, создающими определенный образ.
Главным средством музыкальной выразительности является мелодия. Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство: первая услышанная, первая пропетая мелодия становится одновременно и первой музыкой в жизни человека. В мелодии – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья. У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и любовь мелодия». Там, где обычный слух улавливает мелодию лишь в звучаниях, великий поэт видит силу, которая является самым ярким человеческим чувством. Мелодия – «главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво…», - писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор и критик А.Серов. «Вся прелесть музыки – в мелодии», - говорил И.Гайдн. «Без мелодии музыка немыслима», - слова Р.Вагнера.
Разберемся с этим выразительным средством конкретнее. Мелодия – основа музыкального произведения, развитая, законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения.
Греческое слово «melodia» означает «пение песни», так как происходит от двух корней: melos (песнь) и ode (пение). Есть музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из одной только мелодии.
Анализ речи человека дает представление о ее строении: звуки объединяются в слова, слова – во фразы, фразы - в предложения. Похожее строение имеет и мелодия. Самая маленькой частью мелодии является мотив - короткая законченная музыкальная мысль.
Мотивы объединяются в музыкальные фразы, а фразы - в музыкальные предложения. Каждая мелодия имеет свой музыкальный рисунок, который называется мелодической линией. Несмотря на небольшой размер, мелодия вмещает в себя все составляющие драматургического развития: начало (рождение основного мотива), развитие, кульминация и заключение.
Проанализируем пьесу А.Г.Рубинштейна, которая так и называется «Мелодия».
Каждое музыкальное произведение отличается определенным набором характеристик. Эти характеристики музыканты называют элементами музыкальной речи. Содержание пьес передается разными элементами музыкальной речи, создающими определенный образ.
Главным средством музыкальной выразительности является мелодия. Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство: первая услышанная, первая пропетая мелодия становится одновременно и первой музыкой в жизни человека. В мелодии – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья. У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и любовь мелодия». Там, где обычный слух улавливает мелодию лишь в звучаниях, великий поэт видит силу, которая является самым ярким человеческим чувством. Мелодия – «главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво…», - писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор и критик А.Серов. «Вся прелесть музыки – в мелодии», - говорил И.Гайдн. «Без мелодии музыка немыслима», - слова Р.Вагнера.
Разберемся с этим выразительным средством конкретнее. Мелодия – основа музыкального произведения, развитая, законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения.
Греческое слово «melodia» означает «пение песни», так как происходит от двух корней: melos (песнь) и ode (пение). Есть музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из одной только мелодии.
Анализ речи человека дает представление о ее строении: звуки объединяются в слова, слова – во фразы, фразы - в предложения. Похожее строение имеет и мелодия. Самая маленькой частью мелодии является мотив - короткая законченная музыкальная мысль.
Мотивы объединяются в музыкальные фразы, а фразы - в музыкальные предложения. Каждая мелодия имеет свой музыкальный рисунок, который называется мелодической линией. Несмотря на небольшой размер, мелодия вмещает в себя все составляющие драматургического развития: начало (рождение основного мотива), развитие, кульминация и заключение.
Проанализируем пьесу А.Г.Рубинштейна, которая так и называется «Мелодия».