1. Основа музыкальной мысли, "душа музыки"
а)Мелодия
б)Гармония
в)Интонация
2. Главное средство выразительности
а) гармония
б) мелодия
в) интонация
3. Как с греческого переводится "мелодия"?
а) напев
б) песня
в) музыка
4. Что в Др.Греции означало слово Гармония?
а) конкуренция
б) война
в) мирное время
5. Сколько мелодий может играть флейта?
а) 1
б) 2
в)3
6. Как называется пение без сопровождения?
а) соло,
б) акапелла,
в) тутти
7. Лад в музыке.
а) мажор,
б) симфония,
в) консонанс
8. Какое понятие близко к слову Гармония?
а) баланс,
б) диссонанс,
в) минор
9. Что такое гармония в музыке?
а) четкость ритма,
б)благозвучие,
в) равномерная пульсация
10. Где, ещё кроме музыки, проявляет себя гармония?
а) в танце,
б) архитектуре,
в) везде.
ход урока.
1.вход.
в джазовом стиле «хлопай в такт, друг» .
2. актуализация.
глинка –это…( композитор)
опера «иван сусанин»- опера. руслан и людмила»-сказачно-эпическая.
в какой звучит полонез, мазурка?
кто сочинил оперу «князь игорь»? (а.бородин)
кто сочинил «ярославна»? (б.тищенко)
какое произведение легло в основу оперы «князь игорь», «ярославна»? (слово о полку игореве).
в начале xix века м. глинка – основоположник музыку народа.
ф.
э..
а в начале xx века-в америке формируется новый стиль на основе слияния музыки африканского и европейского народов. джаз основу которого составили протяжная песня блюз, духовная песня спиричуэл, ритмическая фигура синкопа.
рассказ о дж. гершвине.
определение симфоджаз.
слушание фрагментов: мюзикл «американец в париже», «рапсодия в блюзовых тонах», опера «порги и бесс».
итог урока. в творчестве дж.гершвина нашли отражение интонации афро-американского народа в джазовом стиле.
опера «порги и бесс». особенности драматургии.
опера "порги и бесс" - первая американская национальная опера (
композитор нашел героев своей оперы среди самых бесправных граждан сша - негров. он несколько месяцев провел среди беднейшего негритянского населения, живя с ними одной жизнью, изучая его быт, речь и художественное творчество. по замыслу композитора, все роли в этой опере должны играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты. в пьесе дюбоса и дороти хейуард "порги" (порги - имя главного героя), по которой написана опера, гершвина привлекала идея противопоставления простых обитателей бедняцкого поселка миру людей, развращенных страстью к наживе.
главным принципом сценической драматургии оперы является контраст. два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического кнфликта. это порги - бедный калека и спортинг лайф - торговец наркотиками, аморальная личность. они борются за душу простой женщины - бесс, в которую влюблены. в финале оперы она все-таки уезжает со спортинг лайфом в поисках "шикарной" жизни. однако последняя песня, в которой порги поет о том, что собирается искать бесс и для этого готов пересечь на своей тележке весь континент, звучит как торжество любви и веры.
опера "порги и бесс" стала национальным достоянием америки и вошла в сокровишницу мировой музыкальной культуры. особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.
приложение1
лекции по музыкальной musike.ru: западноевропейская музыка 20 века
содержание оперы гершвина перекликается с лучшими произведениями американской реалистической – творчеством гарриет бичер-стоу, марка-твена, уильяма фолкнера, о. генри и других американских писателей, рассказывающих о жизни негритянской бедноты. чутьем истинного художника композитор понял, что именно на таком материале должна строиться национальная американская опера. в основе сюжета «порги и бесс» – картины быта маленького афроамериканского рыбацкого поселка, затерянного в глуши юга сша. здесь живут со своими семьями рыбаки, портовые грузчики, уличные торговцы, нищие.