1. Прослушать русскую народную песню «Вечерний звон» и ответить письменно на вопросы: Созвучно ли она картине Левитана? По каким признакам?
(анализ музыки по средствам выразительности –темп, динамика, лад, мелодия, ритм)
В чьем исполнении чего звучит пеня? (оркестр солисты, хор)
Чему подражают исполнители?
2.Выписать какие еще бывают виды колокольного звона
( подсказка На самом деле существует несколько видов колокольного звона. Отчего это могло зависеть? Вспомните, для чего служили колокольные звоны?))
Современность в музыке - субъективное понятие. Если попросить людей сказать, какая по их мнению музыка может считаться современной, мы получим совершенно разные ответы. Поэтому предлагаю порассуждать: что же такое современная музыка?
К какой музыке люди прибегают чаще всего? К той, которая им нравится, которая отвечает их мыслям и переживаниям, в которой можно найти поддержку и опору в трудную минуту. Наибольшее количество прослушиваний получают песни и музыкальные произведения, которые раскрывают вечные образы, поднимают темы, которые всегда актуальны: темы любви, дружбы, войны, предательства... На мой взгляд, именно такая музыка является современной. Более того, она является таковой для всех поколений: она была современной долгое время назад, когда ее только сочиняли, она является современной и сейчас, поскольку отвечает потребностям людей современности. Музыка может быть написана много веков назад или совсем недавно, и она все равно будет современной для человека, если он нашел в ней то, что искал. Таким образом, к таким музыкальным произведениям возвращаются вновь и вновь, даруя им вечную жизнь. Ведь пока о музыке помнят, ее слушают и ее мотив напевают, она живет.
Этимология слова «фактура» («обработка») в музыке, близкая значению этого слова в живописи и декоративно-прикладном искусстве, предполагает особого рода украшение голосов — орнаментирование, фигурную отделку, введение изобразительных моментов.
Само слово «фактура» возникло в музыке в связи с богатейшим развитием украшающих, звукописных и изобразительных элементов музыкальной ткани в XIX в. Музыкальный декор в произведениях XIX в. (а также и до XIX и в XX в.152) создавался в основном двумя фактурными явлениями — фигурацией и дублировкой. Последние и образуют фактурный рисунок голосов (который следует отличать от фактурных функций, определяющих назначение того или иного голоса в музыкальной ткани). Фактурный рисунок является достоянием главным образом инструментальной музыки и из нее переносится в вокальную сферу. Фигурации и дублировки получили интенсивное развитие в инструментализме барокко и классицизма, ярко обозначились в раннем клавирном стиле (например, у английских верджинелистов XVI в.). Однако наибольший интерес представляют фигурации и дублировки в музыке XIX в., потому что здесь их развитие достигло такого уровня индивидуализации, что рисунок фактуры определял уникальность, неповторимость произведения, наиболее непосредственно воплощал программный замысел, и заимствование фактурного приема было бы плагиатом.Фигурация (от figurare — придавать вид или форму, образовывать, делать — лат.; термин получил распространение с конца XVIII в.153) — фактурный рисунок голосов музыкальной ткани, имеющий три чистых вида: фигурация гармоническая, мелодическая, ритмическая, — и многочисленные смешанные комбинации. Гармоническая фигурация — движение голоса по звукам аккорда. Мелодическая фигурация — движение голоса по аккордовым и неаккордовым звукам различных видов (задержание, проходящий звук, вс звук, предъем, камбиата). Для мелодической фигурации существенна повторяемость звеньев фактурного рисунка, орнаментальный вид этого рисунка; повторяемость характерна и для
153 Слово «figure» указывает на связь с приемами риторики (употреблять фигуры, украшать речь фигурами