Казахский народ богат песнями и кюями. Русский этнограф и путешественник Потанин говорил, что у казахов, сколько цветов, столько песен и кюев.
До Октябрьской революции наш народ мечтал о свободе, о счастье, о мирном, созидательном труде. Эту мечту он воплотил в песнях. Он гордился своими, сыновьями и дочерьми, творцами музыкальных произведений о борьбе за будущее, за счастливую жизнь.
А их было много. Одним из них и является великий народный композитор, кюиши-домбрист - Курмангазы Сагырбаев.
В начале столетия, в год барса по народному исчислению (1818г.) в урочище Жидели, родился в юрте бедняка Сагырбая, мальчик, которого родители назвали Курмангазы. Отец его, человек тихого нрава, спокойный и уравновешенный, не стремился к большему. Рано появившаяся склонность мальчика к музыке не вызывала у отца сочувствие. В его роду доселе не было ни певцов, ни домбристов. Мать и Курмангазы, Алка, человек яркой индивидуальности и сильной воли, наоборот, разделяла любовь сына к музыке. В роду Алки были одаренные акыны, кюйши, певцы. Поэтому она старалась поддержать маленького Курмангазы в его детских музыкальных затеях. Однако под давлением жестокой нужды уже шести лет Курмангазы был отдан в пастухи. Звуки природы: журчанье рек, свист ветра, раскаты грома, пение птиц, песни и игра пастухов на сыбызгы - наполняли его душу своим очарованьем. В родном ауле Курмангазы с увлечением слушал заезжих кюйши, среди которых особо выделялся кюиши Узак. Узак заметил в юном Курмангазы особый интерес к музыке. Он прослушал его музыку и предсказал ему большое будущее. Курмангазы минуло 18 лет, но он всё ещё пасет стаду. Обуреваемый гневом против хозяина, он бросил байское стадо, взял скакуна и уехал из родного аула. Началась скитальческая жизнь бродячего кюиши. Теперь он: не расстается со своей, любимой домброй. Вместе с Узаком он участвует во многих состязаниях, день за днём развивает своё мастерства и начинает выдвигаться в ряды выдающихся домбристов, овладевая кюями, требующими виртуозного исполнения.
Е. Брусиловский в шестой симфонии "Курмангазы" мастерски использует кюи. Курмангазы "Сары-Арка", "Акбай",. Эта симфония удостоена Государственной премии Казахской ССР.
Творчество композитора является не только великолепным памятником передовой казахской народной культуры, но и входят в многонациональную советскую музыкальную культуру, как её неотъемлемой часть. Оно служит вечно-живым источником, из которого черпают вдохновение новые и новые поколения музыкантов и исполнителей Казахстана.
"Ночь на Лысой горе" "Картинки с выставки" Опера "Борис Годунов" Опера "Хованщина" Опера "Сорочинская ярмарка" Воспоминания Шостаковича Ссылки Мусоргский Модест Петрович, родился 21 марта 1839 года в имении своего отца, небогатого помещика, в селе Карево Торопецкого уезда (ныне Куньинского района) на Псковщине, умер 28 марта1881 года в Петербурге), русский композитор, участник "Могучей кучки". Детские годы провёл в имении родителей; в автобиографии Мусоргский писал: "... ознакомление с духом народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления ещё с самыми элементарными правилами игры на фортепиано". Шести лет Мусоргский начал заниматься музыкой под руководством матери. В 1849 поступил в Петропавловскую школу в Петербурге, в 1852-56 учился в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно брал уроки музыки у пианиста А. А. Герке. В 1852 было издано первое произведение Мусоргского - полька для фортепиано "Подпрапорщик". В 1856-57 он познакомился с А. С. Даргомыжским, В. В. Стасовым и М. А. Балакиревым, которые оказали глубокое влияние на его общее и музыкальное развитие. Под руководством Балакирева Мусоргский начал серьёзно заниматься композицией; решив посвятить себя музыке, в 1858 ушёл с военной службы. В конце 50 - начале 60-х гг. Мусоргский написал ряд романсов и инструментальных произведений, в которых уже проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. В 1863-66 работал над оперой "Саламбо" (по одноименному роману Г. Флобера, не окончена), отличающейся драматизмом народно-массовых сцен. К середине 60-х гг. складывается мировоззрение Мусоргского как художника-реалиста, близкого идеям революционных демократов. Обращаясь к актуальной, социально заострённой тематике из народной жизни, он создал песни и романсы на слова Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, А. Н. Островского и на собственные тексты ("Калистрат", "Колыбельная Ерёмушки", "Спи, усни, крестьянский сын", "Сиротка", "Семинарист" и др.), в которых проявились его дар бытописателя, умение создавать ярко характерные человеческие образы. Богатством и сочностью звуковых красок отличается симфоническая картина "Ночь на Лысой горе" (1867), созданная по мотивам народных сказок и легенд. Смелым экспериментом явилась неоконченная опера Мусоргского "Женитьба" (на неизмененный текст комедии Н. В. Гоголя, 1868), вокальные партии которой основаны на непосредственном претворении интонаций живой разговорной речи.
Казахский народ богат песнями и кюями. Русский этнограф и путешественник Потанин говорил, что у казахов, сколько цветов, столько песен и кюев.
До Октябрьской революции наш народ мечтал о свободе, о счастье, о мирном, созидательном труде. Эту мечту он воплотил в песнях. Он гордился своими, сыновьями и дочерьми, творцами музыкальных произведений о борьбе за будущее, за счастливую жизнь.
А их было много. Одним из них и является великий народный композитор, кюиши-домбрист - Курмангазы Сагырбаев.
В начале столетия, в год барса по народному исчислению (1818г.) в урочище Жидели, родился в юрте бедняка Сагырбая, мальчик, которого родители назвали Курмангазы. Отец его, человек тихого нрава, спокойный и уравновешенный, не стремился к большему. Рано появившаяся склонность мальчика к музыке не вызывала у отца сочувствие. В его роду доселе не было ни певцов, ни домбристов. Мать и Курмангазы, Алка, человек яркой индивидуальности и сильной воли, наоборот, разделяла любовь сына к музыке. В роду Алки были одаренные акыны, кюйши, певцы. Поэтому она старалась поддержать маленького Курмангазы в его детских музыкальных затеях. Однако под давлением жестокой нужды уже шести лет Курмангазы был отдан в пастухи. Звуки природы: журчанье рек, свист ветра, раскаты грома, пение птиц, песни и игра пастухов на сыбызгы - наполняли его душу своим очарованьем. В родном ауле Курмангазы с увлечением слушал заезжих кюйши, среди которых особо выделялся кюиши Узак. Узак заметил в юном Курмангазы особый интерес к музыке. Он прослушал его музыку и предсказал ему большое будущее. Курмангазы минуло 18 лет, но он всё ещё пасет стаду. Обуреваемый гневом против хозяина, он бросил байское стадо, взял скакуна и уехал из родного аула. Началась скитальческая жизнь бродячего кюиши. Теперь он: не расстается со своей, любимой домброй. Вместе с Узаком он участвует во многих состязаниях, день за днём развивает своё мастерства и начинает выдвигаться в ряды выдающихся домбристов, овладевая кюями, требующими виртуозного исполнения.
Е. Брусиловский в шестой симфонии "Курмангазы" мастерски использует кюи. Курмангазы "Сары-Арка", "Акбай",. Эта симфония удостоена Государственной премии Казахской ССР.
Творчество композитора является не только великолепным памятником передовой казахской народной культуры, но и входят в многонациональную советскую музыкальную культуру, как её неотъемлемой часть. Оно служит вечно-живым источником, из которого черпают вдохновение новые и новые поколения музыкантов и исполнителей Казахстана.