Как известно, художественные образы поэзии А. С. Пушкина нашли своё продолжение в романсах, инструментальных сочинениях уже в первой половине XIXвека, в творчестве его современников-музыкантов. Герои прозаическихпроизведений Пушкина обрели свой музыкальный язык лишь во второй половине XIXвека и позже, в XXвеке. Вполне обоснованным поэтому стал выбор композиторов-авторов музыки для занятия – П. И. Чайковского (1840-1893) и Г. В. Свиридова (1915-1998), чьё творчество хронологически не соответствует прозе А. С. Пушкина. Дополнительными средствами визуализации художественных образов организовать самостоятельную деятельность учащихся, стали изображения знаменитых русских усадеб, фрагменты фильма «Метель» (Мосфильм, 1972 г.) и мультфильма «Времена года» (режиссёр Иванов-Вано, 1970 г.). Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова определили выбор фильма 1972 года, а музыка П. И. Чайковского в мультфильме сделала возможным рассматривать его как важную часть образовательного процесса. Режиссёр мультфильма И. Иванов-Вано объединил две пьесы знаменитого цикла – «Осеннюю песнь» и «На тройке», создав двух собственных лирических героев. Темой первой пьесы стало расставание юноши и девушки, вторая посвящена их праздничной прогулке на тройке. Историческая достоверность внешнего облика лирических героев, картины русских деревень и городов, мелькающие в путешествие на тройке, вызывают множество ассоциаций с лирическими образами произведений А. С. Пушкина.
Это определенно 3 симфония "Героическая", 5 симфония, где эпиграф произведения - "Так судьба стучится в дверь" - изображение грозного мотива рока и борьбы человека, симфония написана в c-moll, но вся драматургия складывается так, что борьба не прекращается - заканчивается финал в C-dur. Также подойдет 9 симфония с хором Оды Шиллера "К радости". Здесь тема объединения, братства всех людей, а значит и объединение духа. Думаю, подойдет возможно и Патетическая соната, но она больше о чувствах, так что лучше стоит оставить только симфонии (3,5,9).