Георгий Свиридов родился в Фатеже (ныне в Курской области). Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в Гражданской войне, погиб, когда сыну было 4 года. Далёкие предки композитора были выходцами из Воронежской губернии, переселившимися в село Нижневыгорное Тимского уезда Курской губернии.
В 1924 году семья переехала в Курск, где Георгий продолжал учиться в начальной школе и где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка[2]. С девяти лет учился играть на своём первом музыкальном инструменте — рояле. Но вскоре юного Свиридова заинтересовала балалайка[3]. Учась подбирать на слух, демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год учился в музыкальной школе (ныне Детская школа искусств № 1 им. Г. В. Свиридова) у В. Уфимцевой и М. Крутянского. По совету последнего в 1932 году переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у И. Браудо и по классу композиции у М. Юдина в Центральном музыкальном техникуме (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского), который окончил в 1936 году[4].
С 1936 по 1941 годы учился в Ленинградской консерватории в классе композиции П. Рязанова и Д. Шостаковича. В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР.
Мобилизованный в 1941 году, спустя несколько дней после окончания консерватории, был отправлен в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) (ныне филиал Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского, перебазированное в августе 1941 в Бирске Башкирской АССР[5][6], но в конце года был комиссован по состоянию здоровья.
До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония[7]. Как и другие композиторы, писал военные песни, из которых самой известной стала «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре.
В 1944 году возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве[8]. Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.
С 1957 года — член правления Союза композиторов СССР, в 1962—1974 годах — секретарь, в 1968—1973 — первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Один из основателей Петровской академии наук и искусств.
Депутат Верховного Совета РСФСР VII, VIII, IX, X, XI созывов.
За его подписью 17 сентября 1958 года в газете «Правда» была опубликована статья «Искоренять пошлость в музыке», в которой М. Бернес обвинялся в пошлости и пренебрежительном отношении к вокальной технике.
В июне 1974 года на Фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила композитора своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов»[9].
В 1991 году явился одним из инициаторов создания Петровской академии наук и искусств[10].
В последние годы композитор много болел. Скончался 6 января 1998 года в Москве от обширного инфаркта[11]. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа был похоронен на Новодевичьем кладбище[12].
Семья Править
Ещё будучи студентом, композитор женился на пианистке Валентине Токаревой, в 1940 у них родился сын Сергей. Брак продлился недолго, уже в 1944 году он ушёл из семьи к юной Аглае Корниенко. Через 4 года снова стал отцом сына, Георгия-младшего, сразу после рождения которого переехал к своей третьей жене Эльзе Густавовне Клазер. Пережил обоих своих сыновей. Сергей покончил жизнь самоубийством в 16 лет, после чего у композитора случился первый инфаркт. Сын Георгий скончался 30 декабря 1997 года от хронического заболевания. Эту трагическую новость композитор так и не узнал — супруга собиралась сообщить ему о ней тогда, когда он окрепнет после недавнего инфаркта. Этого так и не произошло — через неделю после смерти младшего сына, 6 января 1998 года его не стало[13].
Искусство — это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля. Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело.. . Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Это утопия, которой, к счастью, никогда не суждено воплотиться в жизнь. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах — древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы. Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством, пластикой и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь. Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: “Слово о полку Игореве”, иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Не-рли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей, если они остались в памяти народа, как это случилось с зодчими Бармой и Постником. Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни. Мы пытаемся понять созданное мастерами, приближаемся к их видению мира. Не это ли главное назначение искусства? Оно предназначено для совершенствования человека. Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом. Это, наверное, будет в будущем. А пока талантливые творцы не должны забывать, что их произведения влиять на миллионы, и это может быть благотворным или пагубным. В XX веке возросла роль кино, телевидения и видео. Они стали главными кумирами молодежи. И прекрасно, если это доброе, гуманное начало, т. е. истинное искусство с вековыми традициями. Я верю, что все это временное, преходящее, скоро люди поймут это. Уже многие осознают, что ни один фильм не заменит общения с книгой, музыкой, живописью. Искусство вечно и прекрасно, потому что несет красоту и добро в мир.
Георгий Свиридов родился в Фатеже (ныне в Курской области). Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в Гражданской войне, погиб, когда сыну было 4 года. Далёкие предки композитора были выходцами из Воронежской губернии, переселившимися в село Нижневыгорное Тимского уезда Курской губернии.
В 1924 году семья переехала в Курск, где Георгий продолжал учиться в начальной школе и где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка[2]. С девяти лет учился играть на своём первом музыкальном инструменте — рояле. Но вскоре юного Свиридова заинтересовала балалайка[3]. Учась подбирать на слух, демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год учился в музыкальной школе (ныне Детская школа искусств № 1 им. Г. В. Свиридова) у В. Уфимцевой и М. Крутянского. По совету последнего в 1932 году переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у И. Браудо и по классу композиции у М. Юдина в Центральном музыкальном техникуме (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского), который окончил в 1936 году[4].
С 1936 по 1941 годы учился в Ленинградской консерватории в классе композиции П. Рязанова и Д. Шостаковича. В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР.
Мобилизованный в 1941 году, спустя несколько дней после окончания консерватории, был отправлен в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) (ныне филиал Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского, перебазированное в августе 1941 в Бирске Башкирской АССР[5][6], но в конце года был комиссован по состоянию здоровья.
До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония[7]. Как и другие композиторы, писал военные песни, из которых самой известной стала «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре.
В 1944 году возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве[8]. Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.
С 1957 года — член правления Союза композиторов СССР, в 1962—1974 годах — секретарь, в 1968—1973 — первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Один из основателей Петровской академии наук и искусств.
Депутат Верховного Совета РСФСР VII, VIII, IX, X, XI созывов.
За его подписью 17 сентября 1958 года в газете «Правда» была опубликована статья «Искоренять пошлость в музыке», в которой М. Бернес обвинялся в пошлости и пренебрежительном отношении к вокальной технике.
В июне 1974 года на Фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила композитора своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов»[9].
В 1991 году явился одним из инициаторов создания Петровской академии наук и искусств[10].
В последние годы композитор много болел. Скончался 6 января 1998 года в Москве от обширного инфаркта[11]. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа был похоронен на Новодевичьем кладбище[12].
Семья Править
Ещё будучи студентом, композитор женился на пианистке Валентине Токаревой, в 1940 у них родился сын Сергей. Брак продлился недолго, уже в 1944 году он ушёл из семьи к юной Аглае Корниенко. Через 4 года снова стал отцом сына, Георгия-младшего, сразу после рождения которого переехал к своей третьей жене Эльзе Густавовне Клазер. Пережил обоих своих сыновей. Сергей покончил жизнь самоубийством в 16 лет, после чего у композитора случился первый инфаркт. Сын Георгий скончался 30 декабря 1997 года от хронического заболевания. Эту трагическую новость композитор так и не узнал — супруга собиралась сообщить ему о ней тогда, когда он окрепнет после недавнего инфаркта. Этого так и не произошло — через неделю после смерти младшего сына, 6 января 1998 года его не стало[13].
Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Это утопия, которой, к счастью, никогда не суждено воплотиться в жизнь. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах — древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.
Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы.
Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством, пластикой и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.
Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: “Слово о полку Игореве”, иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Не-рли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей, если они остались в памяти народа, как это случилось с зодчими Бармой и Постником.
Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.
Мы пытаемся понять созданное мастерами, приближаемся к их видению мира. Не это ли главное назначение искусства? Оно предназначено для совершенствования человека.
Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом. Это, наверное, будет в будущем. А пока талантливые творцы не должны забывать, что их произведения влиять на миллионы, и это может быть благотворным или пагубным.
В XX веке возросла роль кино, телевидения и видео. Они стали главными кумирами молодежи. И прекрасно, если это доброе, гуманное начало, т. е. истинное искусство с вековыми традициями.
Я верю, что все это временное, преходящее, скоро люди поймут это. Уже многие осознают, что ни один фильм не заменит общения с книгой, музыкой, живописью.
Искусство вечно и прекрасно, потому что несет красоту и добро в мир.