13. Для какой музыкальной культуры характерны эти явления? Представление о том, что каждая из ступеней звукоряда воздействует на определенные элементы социума. Одна – на правителя, другая – на министров, остальные – на народ, на дела, на материальные ресурсы. Особая профессия – плакальщицы. Ударные инструменты имеют самые разные размеры: от помещающихся на ладони «малышей», до двухметровых гигантов. Смешение элементов язычества и Православного Христианства. В придворных оркестрах одновременно могли играть полторы тысячи музыкантов на более чем ста разновидностях музыкальных инструментов
Знаменная традиция пришла к нам когда-то от Византии, но приобрела совершенно иные формы и преобразовалась до неузнаваемости.
Партес пришел от поляков и запада и по сути четырехголосная гармония.
общей со знаменной традициейможет быть только мелодическая линия, к которой достроена гармония, но и она сильно отличается от знаменного распева
Стандартный симфонический концерт состоит из увертюры и концерта для какого-нибудь инструмента (чаще всего для фортепиано или скрипки) с оркестром в первом отделении и собственно самой симфонии — во втором. Чаще всего исполняют либо увертюры из известных театральных произведений, либо имеющие собственный сюжет, который позволяет воспринимать музыку даже совсем неподготовленным слушателям — на внемузыкальном смысловом уровне. Инструментальные концерты композиторы пишут также в расчете на восприятие массового слушателя. С симфонией все кажется гораздо сложнее, но это только на первый взгляд.
Первые симфонии в том виде, к которому мы привыкли, появились во времена Йозефа Гайдна и во многом благодаря именно ему. Само слово «симфония», конечно, существовало задолго до композитора: оно в переводе с греческого означало «совместное [стройное] звучание» и служило для обозначения самых разных музыкальных форм и жанров. Но именно в творчестве Гайдна, первого из венских классиков — симфония стала тем, чем она является сейчас.
Почти все симфонии строятся по одной и той же схеме и, фактически, рассказывают один и тот же по типу сюжет. Схему эту принято называть сонатно-симфоническим циклом, он состоит из четырех самостоятельных музыкальных частей. Эти отдельные музыкальные произведения в буквальном смысле выстраиваются, подобно архитектурным сооружениям, в соответствии с вполне конкретными и точными математическими закономерностями. Именно эти законы имел в виду герой пушкинского произведения Сальери, когда говорил, что он «поверил алгеброй гармонию».