В 17 веке пиры начинались со студня, икры, холодных мясных нарезок, затем подавали жидкие горячие кушанья, а уж потом варено и жаркое. Всегда высоко ценились разные кушанья из рыбы, особенно почиталась волжская рыба, которая стоила дороже дичи. Считалось, чем больше рыбы на столе и громаднее ее размеры, тем выше почет гостям. Русские повара достигли такого искусства, что могли «превращать» рыбу в петухов, кур, гусей, уток, не только придав им их форму, но и имитируя вкус.
В богатых домах подавалось по 50-100 различных кушаний на пир. Слуги подавали по одному блюду на золотых и серебряных подносах.
Каков же был сценарий пира?
Всех гостей приглашали заранее. В зависимости от важности гостя хозяин или сам ездил с приглашением, или посылал прислугу. Для праздника выбиралась самая просторная и красивая комната. Пол застилали коврами, столы – нарядными скатертями, лавки – половиками. Стол традиционно ставился «под образами» . Хозяин занимал самое почетное место там. Женщины, как правило, усаживались за отдельным столом.
Приехавшие гости собирались в зале и ждали выхода хозяйки. Одетая в самые лучшие наряды, она появлялась и приветствовала гостей поясным поклоном, гости отвечали ей земным поклоном.
Затем начиналась процедура поцелуйного обряда: хозяин, поклонившись гостям, просил их почтить его жену поцелуем. Сначала он сама целовал хозяйку, затем по очереди все гости. Он подходили к хозяйке, держа руки за спиной, целовали ее, затем отступив шаг назад, кланялись до земли, на что хозяйка отвечала поясным поклоном. По окончании поцелуйного обряда, хозяйка, предварительно пригубив, подносила каждому гостю чарку вина. Гость выпивал вино и с поклоном возвращал ее. Угостив всех вином, хозяйка шла к своему женскому столу. Это был знак садиться за стол.
Хозяин разрезал хлеб на ломти и подавал гостю вместе с солью, выказывая этим хлебосольство своего дома и глубокое уважение.. .
Количество перемен зависело от достатка в доме. Но в любом случае всегда в изобилии подавались пироги, уха, соленья. Отказаться от еды или питья – значило обидеть хозяина. Быстрое опьянение считалось неприличным, но приличия требовали, чтобы к концу застолья гости все-таки опьянели или по крайней мере притворились пьяными.
Стоит, кстати, заметить, что русский народ вел в основном трезвый образ жизни. В 16 веке запрещалось пить мед и пиво, за исключением указанных дней четыре раза в году.
Многое изменилось с тех пор. Роскошные пиры из 100 блюд ушли в но люди, как и прежде, любят собираться вместе за праздничным столом, вкусно поесть и разделить радость общения с близкими друзьями.
В семь лет Наннерль стала получать от отца уроки игры на клавесине. Эти уроки оказали огромное воздействие на маленького Вольфганга, которому было около трёх лет: он садился за инструмент и мог подолгу развлекаться подбором созвучий. Кроме того, он запоминал отдельные места музыкальных пьес, которые слышал, и мог проиграть их на клавесине. Это произвело большое впечатление на отца, Леопольда. В четыре года отец начал разучивать с ним на клавесине небольшие пьесы и менуэты. Почти сразу же Вольфганг хорошо научился их играть. Вскоре у него возникло стремление к самостоятельному творчеству: уже в пять лет он сочинял маленькие пьесы, которые отец записывал на бумаге. Отец был для сына лучшим преподавателем и воспитателем: он дал своим детям прекрасное домашнее образование; они никогда в жизни не ходили в школу. Мальчик всегда настолько отдавался тому, чему его заставляли учиться, что забывал обо всём, даже о музыке. Например, когда учился считать, то стулья, стены и даже пол были покрыты цифрами, написанными мелом
В 17 веке пиры начинались со студня, икры, холодных мясных нарезок, затем подавали жидкие горячие кушанья, а уж потом варено и жаркое. Всегда высоко ценились разные кушанья из рыбы, особенно почиталась волжская рыба, которая стоила дороже дичи. Считалось, чем больше рыбы на столе и громаднее ее размеры, тем выше почет гостям. Русские повара достигли такого искусства, что могли «превращать» рыбу в петухов, кур, гусей, уток, не только придав им их форму, но и имитируя вкус.
В богатых домах подавалось по 50-100 различных кушаний на пир. Слуги подавали по одному блюду на золотых и серебряных подносах.
Каков же был сценарий пира?
Всех гостей приглашали заранее. В зависимости от важности гостя хозяин или сам ездил с приглашением, или посылал прислугу. Для праздника выбиралась самая просторная и красивая комната. Пол застилали коврами, столы – нарядными скатертями, лавки – половиками. Стол традиционно ставился «под образами» . Хозяин занимал самое почетное место там. Женщины, как правило, усаживались за отдельным столом.
Приехавшие гости собирались в зале и ждали выхода хозяйки. Одетая в самые лучшие наряды, она появлялась и приветствовала гостей поясным поклоном, гости отвечали ей земным поклоном.
Затем начиналась процедура поцелуйного обряда: хозяин, поклонившись гостям, просил их почтить его жену поцелуем. Сначала он сама целовал хозяйку, затем по очереди все гости. Он подходили к хозяйке, держа руки за спиной, целовали ее, затем отступив шаг назад, кланялись до земли, на что хозяйка отвечала поясным поклоном. По окончании поцелуйного обряда, хозяйка, предварительно пригубив, подносила каждому гостю чарку вина. Гость выпивал вино и с поклоном возвращал ее. Угостив всех вином, хозяйка шла к своему женскому столу. Это был знак садиться за стол.
Хозяин разрезал хлеб на ломти и подавал гостю вместе с солью, выказывая этим хлебосольство своего дома и глубокое уважение.. .
Количество перемен зависело от достатка в доме. Но в любом случае всегда в изобилии подавались пироги, уха, соленья. Отказаться от еды или питья – значило обидеть хозяина. Быстрое опьянение считалось неприличным, но приличия требовали, чтобы к концу застолья гости все-таки опьянели или по крайней мере притворились пьяными.
Стоит, кстати, заметить, что русский народ вел в основном трезвый образ жизни. В 16 веке запрещалось пить мед и пиво, за исключением указанных дней четыре раза в году.
Многое изменилось с тех пор. Роскошные пиры из 100 блюд ушли в но люди, как и прежде, любят собираться вместе за праздничным столом, вкусно поесть и разделить радость общения с близкими друзьями.
Отец был для сына лучшим преподавателем и воспитателем: он дал своим детям прекрасное домашнее образование; они никогда в жизни не ходили в школу. Мальчик всегда настолько отдавался тому, чему его заставляли учиться, что забывал обо всём, даже о музыке. Например, когда учился считать, то стулья, стены и даже пол были покрыты цифрами, написанными мелом