Героическая» («богатырская») тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это от того, что с древнихвремен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ героя, богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.
Героические образы литературных произведений, изобразительного искусства, музыки имеют много общего. Но при этом каждое из них отличается своеобразием, спецификой выразительных средств, особенностями композиции и формы.
Назовите произведения разных видов искусства, непосредственно связанных с героической темой, отражающих патриотические чувства, вызывающие желание встать на защиту Родины.
(Учащиеся могут назвать изученные ранее оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балет «Ярославна» Б. И. Тищенко, Симфонию №2 «Богатырскую» А. П. Бородина, кантату «Александр Невский» С. С. Прокофьева, а так же могут назвать известные им репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», И. Глазунова «Два князя», П. Корина «Александр Невский» и литературные произведения, например, «Бородино» М. Ю. Лермонтова).15 января 2011 г. исполнилось 100 лет со дня рождения основоположника татарской профессиональной музыки, народного артиста СССР, Героя Социалистического труда, обладателя многочисленных орденов и медалей, лауреата Государственных премий, выдающегося композитора и педагога, музыкального и общественного деятеля
Назиба Гаязовича Жиганова (1911-1988гг.).Родился будущий композитор в городе Уральске. Он рано лишился родителей: отец умер, когда мальчику был один год, а мать – когда едва исполнилось пять лет. Мальчик воспитывался в детском доме.
В 1928 году в возрасте 17 лет юноша приехал в Казань. Самостоятельно, по слуху научившись играть на фортепиано и освоив за один год весь курс музыкальной школы, поступил в техникум искусств. Уже в 1938 году, окончив московскую консерваториюпозитор возвращается в КазаньВ 1938 году Назиб Жиганов пишет первую татарскую оперу «Качкын» («Беглец»), а уже через год ее постановкой начинает свою работу только что открывшийся Татарский театр оперы и балета.
В Казани композитор сближается с выдающимся татарским поэтом Мусой Джалилем, впоследствии их будет связывать многолетняя дружба и творческое содружество. Джалиль предлагает композитору написать оперу на свою поэму «Алтынчеч» («Златовласка»). Новая опера увидела свет в первые дни войны – в июле 1941 года и была с восторгом принята слушателями. Впоследствии композитор получил за нее Сталинскую премию.
В 1943 году Жиганов был назначен художественным руководителем Татарского театра оперы и балета, а уже в 1945 году он возглавил Казанскую консерваторию, которой руководил бессменно более 40 лет.
На протяжении 38 лет, с 1939 по 1977 годы, Назиб Жиганов возглавлял Союз композиторов Татарской Республики.
Назиб Жиганов – один из основоположников профессионального татарского музыкального искусства. Автор 8 опер, многих симфоний и камерных сочинений. В его произведениях гармонично сочетаются национальный колорит и традиции русского и европейского музыкального наследия.
7 септ характерен для минорных тональностей.Второе его название-уменьшенный.Он состоит из трёх малых терций(не две ноты рядом,а через нотку).Строится на 7 ступени Разрешается в трезвучие с удвоенным терцовым тоном Например:ля минор.Знаков при ключе нет. 7 ступень-соль диез(минор должен быть обязательно гармонический-повышается 7 ступень)-диез у ноты,а не у ключа. дальше шагаем через нотку (строим м3) Соль диез си ре фа(3 малые терции-соль диез си,си ре,ре фа) Разрешаем в ближайшее устойчивые ступени(7 в 1,2 в 3,4 в 5) Вот и получается тоническое трезвучие-ля до до(удваиваем терцовым тон-средний тон аккорда) ми. Ля до до ми) И так в любой минорной тональности.В мажорам такие вещи не строят))
Героическая» («богатырская») тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это от того, что с древнихвремен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ героя, богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.
Героические образы литературных произведений, изобразительного искусства, музыки имеют много общего. Но при этом каждое из них отличается своеобразием, спецификой выразительных средств, особенностями композиции и формы.
Назовите произведения разных видов искусства, непосредственно связанных с героической темой, отражающих патриотические чувства, вызывающие желание встать на защиту Родины.
(Учащиеся могут назвать изученные ранее оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балет «Ярославна» Б. И. Тищенко, Симфонию №2 «Богатырскую» А. П. Бородина, кантату «Александр Невский» С. С. Прокофьева, а так же могут назвать известные им репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», И. Глазунова «Два князя», П. Корина «Александр Невский» и литературные произведения, например, «Бородино» М. Ю. Лермонтова).15 января 2011 г. исполнилось 100 лет со дня рождения основоположника татарской профессиональной музыки, народного артиста СССР, Героя Социалистического труда, обладателя многочисленных орденов и медалей, лауреата Государственных премий, выдающегося композитора и педагога, музыкального и общественного деятеля
Назиба Гаязовича Жиганова (1911-1988гг.).Родился будущий композитор в городе Уральске. Он рано лишился родителей: отец умер, когда мальчику был один год, а мать – когда едва исполнилось пять лет. Мальчик воспитывался в детском доме.
В 1928 году в возрасте 17 лет юноша приехал в Казань. Самостоятельно, по слуху научившись играть на фортепиано и освоив за один год весь курс музыкальной школы, поступил в техникум искусств. Уже в 1938 году, окончив московскую консерваториюпозитор возвращается в КазаньВ 1938 году Назиб Жиганов пишет первую татарскую оперу «Качкын» («Беглец»), а уже через год ее постановкой начинает свою работу только что открывшийся Татарский театр оперы и балета.
В Казани композитор сближается с выдающимся татарским поэтом Мусой Джалилем, впоследствии их будет связывать многолетняя дружба и творческое содружество. Джалиль предлагает композитору написать оперу на свою поэму «Алтынчеч» («Златовласка»). Новая опера увидела свет в первые дни войны – в июле 1941 года и была с восторгом принята слушателями. Впоследствии композитор получил за нее Сталинскую премию.
В 1943 году Жиганов был назначен художественным руководителем Татарского театра оперы и балета, а уже в 1945 году он возглавил Казанскую консерваторию, которой руководил бессменно более 40 лет.
На протяжении 38 лет, с 1939 по 1977 годы, Назиб Жиганов возглавлял Союз композиторов Татарской Республики.
Назиб Жиганов – один из основоположников профессионального татарского музыкального искусства. Автор 8 опер, многих симфоний и камерных сочинений. В его произведениях гармонично сочетаются национальный колорит и традиции русского и европейского музыкального наследия.
Похоронен композитор на Арском кладбище.
Разрешается в трезвучие с удвоенным терцовым тоном
Например:ля минор.Знаков при ключе нет.
7 ступень-соль диез(минор должен быть обязательно гармонический-повышается 7 ступень)-диез у ноты,а не у ключа.
дальше шагаем через нотку (строим м3)
Соль диез си ре фа(3 малые терции-соль диез си,си ре,ре фа)
Разрешаем в ближайшее устойчивые ступени(7 в 1,2 в 3,4 в 5)
Вот и получается тоническое трезвучие-ля до до(удваиваем терцовым тон-средний тон аккорда) ми.
Ля до до ми)
И так в любой минорной тональности.В мажорам такие вещи не строят))