Посад в глухом бору. Изнемогая от усталости, добрался до ворот посада Иван На его стук и зов выходят воины и посадские люди. Ваня требует немедленно сообщить Минину о появлении врагов. Минин собирает свою дружину, и она выступает на врага. Минин берет Ваню проводником. Грозно звучит песня воинов: «Мы настигнем врага! Не бывать им живым, не видать им Москвы!»
Лесная глушь. Мороз. Сусанин заводит отряд врагов в дремучий лес. Поляки устали, продрогли. Не сбился ли старик с пути? – «Путь мой прям!» — твердо отвечает Сусанин.
Привал. Поляки разводят костер, ложатся спать. Не спит один Сусанин, думая тяжкую думу. С зарей враги увидят, что они обмануты, что завел их Сусанин в глухую чащу на верную гибель. Его ждут лютые пытки и смерть. Сусанин вспоминает свою семью. Не пировать ему на свадьбе Антониды, не миловать и не растить внучат. Родная дочь не найдет пути к его костям. Увидит ли он Русь, освобожденную от иноземцев? Не дожить Сусанину до этого счастливого дня.
Томительно тянется зимняя ночь. Стонет и гудит темный бор. Сусанин забылся в недолгом сне. Поляки просыпаются, будят Сусанина, требуют ответа: куда он их завел? «Туда, где вам от лютой вьюги погибать, — отвечает Сусанин, — где вам голодной смертью помирать».
С именем родины на устах погибает под ударами вражеских сабель народный герой.
О музыкальности живописи всерьёз стали задумываться живописцы-романтики первой трети XIX века. Они сознательно, используя особые живописные приёмы, стремились, чтобы их картины были «напоены» музыкой. Музыка жила в композициях полотен, в гармонии красок, музыкальности ритмов, в игре света и тени, в колорите. У романтиков звучал пейзаж, исторические картины и особенно - портреты.
На картине итальянского художника эпохи Возрождения Микеланджело Караваджо «Лютнист», также из собрания Эрмитажа, юноша исполняет мадригал композитора Аркадельта «Вы знаете, что я вас люблю». Об этом говорят ноты, помещённые перед музыкантом. Долгое время считали, что в нотной тетради набросан случайный набор знаков. Но художник, столь тщательно выписавший все детали на холсте, даже крохотную трещинку на лютне, не мог позволить себе такую вольность.
Французский живописец-романтик Эжен Делакруа любил писать портреты музыкантов. И даже не зная, кто изображён на холсте, можно, взглянув на него, сразу догадаться, что это - музыкант.
Вот, к примеру, живописное изображение великого польского композитора Фридерика Шопена. На огненном фоне - напряжённое лицо аскета, погружённого в мучительную думу. Живописными мазками обозначены контуры головы, выступающей словно из пламени. Невольно ощущается музыкальный напор, который вырывается с полотна, слышатся звуки его романтически-мятежной и проникновенной музыки.
Посад в глухом бору. Изнемогая от усталости, добрался до ворот посада Иван На его стук и зов выходят воины и посадские люди. Ваня требует немедленно сообщить Минину о появлении врагов. Минин собирает свою дружину, и она выступает на врага. Минин берет Ваню проводником. Грозно звучит песня воинов: «Мы настигнем врага! Не бывать им живым, не видать им Москвы!»
Лесная глушь. Мороз. Сусанин заводит отряд врагов в дремучий лес. Поляки устали, продрогли. Не сбился ли старик с пути? – «Путь мой прям!» — твердо отвечает Сусанин.
Привал. Поляки разводят костер, ложатся спать. Не спит один Сусанин, думая тяжкую думу. С зарей враги увидят, что они обмануты, что завел их Сусанин в глухую чащу на верную гибель. Его ждут лютые пытки и смерть. Сусанин вспоминает свою семью. Не пировать ему на свадьбе Антониды, не миловать и не растить внучат. Родная дочь не найдет пути к его костям. Увидит ли он Русь, освобожденную от иноземцев? Не дожить Сусанину до этого счастливого дня.
Томительно тянется зимняя ночь. Стонет и гудит темный бор. Сусанин забылся в недолгом сне. Поляки просыпаются, будят Сусанина, требуют ответа: куда он их завел? «Туда, где вам от лютой вьюги погибать, — отвечает Сусанин, — где вам голодной смертью помирать».
С именем родины на устах погибает под ударами вражеских сабель народный герой.
О музыкальности живописи всерьёз стали задумываться живописцы-романтики первой трети XIX века. Они сознательно, используя особые живописные приёмы, стремились, чтобы их картины были «напоены» музыкой. Музыка жила в композициях полотен, в гармонии красок, музыкальности ритмов, в игре света и тени, в колорите. У романтиков звучал пейзаж, исторические картины и особенно - портреты.
На картине итальянского художника эпохи Возрождения Микеланджело Караваджо «Лютнист», также из собрания Эрмитажа, юноша исполняет мадригал композитора Аркадельта «Вы знаете, что я вас люблю». Об этом говорят ноты, помещённые перед музыкантом. Долгое время считали, что в нотной тетради набросан случайный набор знаков. Но художник, столь тщательно выписавший все детали на холсте, даже крохотную трещинку на лютне, не мог позволить себе такую вольность.
Французский живописец-романтик Эжен Делакруа любил писать портреты музыкантов. И даже не зная, кто изображён на холсте, можно, взглянув на него, сразу догадаться, что это - музыкант.
Вот, к примеру, живописное изображение великого польского композитора Фридерика Шопена. На огненном фоне - напряжённое лицо аскета, погружённого в мучительную думу. Живописными мазками обозначены контуры головы, выступающей словно из пламени. Невольно ощущается музыкальный напор, который вырывается с полотна, слышатся звуки его романтически-мятежной и проникновенной музыки.