4 ЗАДАНИЯ:1.Выберите симфонические произведения Глинки А. «Арагонская хота» Б. Симфония «Прощальная» В. «Воспоминания о летней ночи в Мадриде»» Г. «Эгмонт» Д. «Камаринская» Е. «Вальс-фантазия» 2.Увертюра – это... А. заключение Б. вступление В. антракт 3.Слова: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в желуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская»» принадлежат... А. М. А. Балакиреву Б. В. В. Стасову В. П. И. Чайковскому 4.Форма «Камаринской» А. сонатная Б. рондо В. двойные вариации 5.Напиши названия тем, положенных в основу «Камаринской» 6.Первая редакция Вальса-фантазии была написана для... А. фортепиано Б. симфонического оркестра В. камерного оркестра 7.Форма «Вальса-фантазии» А. вариационная Б. рондообразная В. сложная трехчастная
В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это красивое и очень полезное.
Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки. В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь. КАКИЕ СТУПЕНИ УСТОЙЧИВЫЕ, А КАКИЕ НЕУСТОЙЧИВЫЕ? Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V), которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII). В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например: Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре КАК РАЗРЕШАЮТСЯ НЕУСТОЙЧИВЫЕ СТУПЕНИ? Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно. Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё. ПЕТЬ СТУПЕНИ НУЖНО В НАТУРАЛЬНОМ МАЖОРЕ И ГАРМОНИЧЕСКОМ МИНОРЕ Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах. КАК ОПЕВАТЬ СТУПЕНИ? Очень поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие: 1) до-ре-до-си-до – опеваем до; 2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми; 3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль. Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях: Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре Ну что ж? Желаю успехов в учёбе!
Объяснение: