7. К наиболее популярным произведениям во всем мире относится Симфония № 40. «Каждая нота в ней – чистое золото, каждая часть её – это клад», - писал о Симфонии № 40 немецкий композитор – романтик XIX века Р. Шуман.
«Вся симфония – словно образ самого Моцарта, устремленного в будущее», - так отзывался о ней композитор Д.Б. Кабалевский.
Послушай 1-ю часть Симфонии № 40 В.А. Моцарта. Какой образ преобладает в музыке этой части? Какие эмоциональные состояния передаёт каждая из тем 1-й части: трепетность, нежность, взволнованность, беспокойство, энергичность, серьёзность, строгость, собранность, мягкость, лукавство, песенность, танцевальность?
Что имел в виду Р.Шуман, когда сказал, что каждая нота в Симфонии – «чистое золото»?
История создания в России рок-оперы «Орфей и Эвридика» началась с того момента, как, будучи начинающим композитором, Александр Борисович Журбин (р. 1945) услышал рок-оперу американского композитора Ллойда Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда». Необычное соседство современной музыки и крупных форм классики, вечных тем жизни (любовь и всепобеждающая сила искусства) и молодёжного жаргона, современных интонаций и ритмов джаза, рока, эстрадной песни и танцевальных сцен заинтересовало молодого композитора.
А. Б. Журбин
В рок-опере А. Журбина (на либретто Ю. Димитрина) сохранена литтть основная сюжетная линия античного мифа — любовь героев, разлука, попытка Орфея вновь обрести Эвридику, его возвращение к жизни без неё и, наконец, их воссоединение навсегда. В либретто рок-оперы соединились древний миф и история современной рок-звезды, красивая сказка о чистой и жертвенной любви и история падения творческой личности — талантливого певца.
В рок-опере главные действующие лица — Орфей, Эвридика, Фортуна и Харон. Есть и группа певцов, соревнующихся с Орфеем, а также хор Вестников, который на протяжении всего спектакля, как в древнегреческой трагедии, комментирует происходящее на сцене.
Музыкальную постановку рок-оперы «Орфей и Эвридика» А. Журбина осуществил вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары» под руководством А. Васильева.
А. Асадулин — Орфей
Орфей, победивший в состязании певцов, завоёвывает Золотую лиру и благосклонность Фортуны. Прельстившись славой и поклонением почитателей своего таланта, Орфей покидает Эвридику. Песня их любви, известная теперь всему миру, изменяется до неузнаваемости; «Ты не любишь, Орфей, твоё сердце во льду!»
Орфей бросает вызов судьбе-Фортуне, и в его душе, как и прежде, начинает звучать нежная песня Эвриди-ки. В сердце Орфея снова оживает любовь!
Объяснение:
Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько частей -
Вступление-Экспозиция-Разработка-Реприза- Кода
Увертюра начинается тревожным вступлением. В его звучании, воспринимаемом как грозный, злой рок, предопределяется трагический исход событий.
Внимательное вслушивание в первую тему увертюры-фантазии позволяет познакомиться с одним из действующих лиц трагедии Шекспира – монахом, патером Лоренцо, от лица которого Чайковский ведёт дальнейший рассказ о происходящих событиях.
Образ патера Лоренцо характеризуется композитором музыкой хорального склада, которая звучит неторопливо, сосредоточенно, как неторопливое шествие, в минорном ладу, передавая характер священнослужителя, предпринявшего попытку своими действиями соединить сердца любящей юной четы.