Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.
Великий педагог В. А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств»
Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.
Литература познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.
П. И. Чайковский писал: «Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору» . И, конечно же, оба вида искусства объединяют фантазии и окрылённость, которые движут творческий процесс. Безусловно, что отражается и в школьной программе по музыке, она направляет на установление внутренних связей музыки с литературой.
Почти все актеры, однако, восприимчивы к второстепенным действиям внушения. Каждый актер играет уверенней, правдивей и создает большую иллюзию в костюме, ансамбле и в своей среде. Есть актеры, которые даже дома репетируют в костюмах. Костюм внушает им их роль, сосредоточивает их сознание на роли и устраняет мешающие побочные влияния. Еще больше влияет в этом смысле среда, декорации и т. д.
Но особенно большую роль играют внушения в области наслаждения искусством и понимания его. Каждый наслаждающийся искусством находится под влиянием воспринятых идей, которые владеют его чувством и суждением, подобно внушению. Каждая эпоха имеет свой взгляд на искусство, - одна эпоха восхищается Рафаэлем, другая - Рембрандтом, третья считает Веласкеса величайшим художником, - но кроме того в каждой эпохе образуются тоже отдельные группы и течения, действующие друг на друга внушением в смысле признания; здесь группа идеалистов, там - реалистов, а там - импрессионистов, одна считает музыку Моцарта, другая Брамса, третья Штрауса прекраснейшей музыкой и испытывает полное наслаждение, только слушая свое божество.
Воспринимающая же искусство публика, чье эстетическое благоволение не основывается ни на врожденном чутье, ни на самостоятельном суждении, следует за внушением различных течений, то есть руководствуется прочитанными похвалами или порицаниями. Женская часть нашей публики особенно охотно следует эстетическим внушениям. Например, в такой-то день должен выступить такой-то пианист. Сперва появляются короткие заметки, затем более подробные сообщения, почти соблазнительные извещения, вслед затем статьи эстетического характера, потом разговоры в обществе и, наконец, выступление. Публика идет на концерт под впечатлением внушений; "мастерская игра", "блестящая техника", слышит большей частью то, что ей было внушено, не замечает недостатков, бешено апплодирует и т. д.
Если бы внушения носили противоположный характер, то та же игра вызывала бы у большинства критические замечания и не произвела бы впечатления. В данном же случае чувство критики было приостановлено, и дело дошло до повышения аффектов в духе внушения. Тот же процесс совершается при осмотре картин, чтении стихов, на театральных представлениях и т. д. Никто, конечно, не может быть совершенно самостоятельным в суждениях. Так называемые самостоятельные суждения чрезвычайно редки, остальные же люди судят в большей или меньшей степени в духе внушений, причем не всегда сознают это, так как внушения действуют в подсознании.
Широкой публике, даже образованной, для оценки искусства внушения необходимы, как насущный хлеб. Показательным в этом отношении является господствующее в последнее время увлечение всякими модными течениями, называемыми футуризмом, кубизмом, экспрессионизмом и дадаизмом, и отрицающими все то, что раньше носило высокое название искусства. Теперь, когда искусство стало предметом моды и картины рыночным товаром, в нашу эпоху распада всех традиций, на нелепую мазню стали смотреть, как на откровение, - исключительно потому, что современные художники сумели внушить толпе полупонятными фразами веру в мнимые духовные ценности этого рода живописи.
Великий педагог В. А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств»
Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.
Литература познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.
П. И. Чайковский писал: «Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору» .
И, конечно же, оба вида искусства объединяют фантазии и окрылённость, которые движут творческий процесс. Безусловно, что отражается и в школьной программе по музыке, она направляет на установление внутренних связей музыки с литературой.
Почти все актеры, однако, восприимчивы к второстепенным действиям внушения. Каждый актер играет уверенней, правдивей и создает большую иллюзию в костюме, ансамбле и в своей среде. Есть актеры, которые даже дома репетируют в костюмах. Костюм внушает им их роль, сосредоточивает их сознание на роли и устраняет мешающие побочные влияния. Еще больше влияет в этом смысле среда, декорации и т. д.
Но особенно большую роль играют внушения в области наслаждения искусством и понимания его. Каждый наслаждающийся искусством находится под влиянием воспринятых идей, которые владеют его чувством и суждением, подобно внушению. Каждая эпоха имеет свой взгляд на искусство, - одна эпоха восхищается Рафаэлем, другая - Рембрандтом, третья считает Веласкеса величайшим художником, - но кроме того в каждой эпохе образуются тоже отдельные группы и течения, действующие друг на друга внушением в смысле признания; здесь группа идеалистов, там - реалистов, а там - импрессионистов, одна считает музыку Моцарта, другая Брамса, третья Штрауса прекраснейшей музыкой и испытывает полное наслаждение, только слушая свое божество.
Воспринимающая же искусство публика, чье эстетическое благоволение не основывается ни на врожденном чутье, ни на самостоятельном суждении, следует за внушением различных течений, то есть руководствуется прочитанными похвалами или порицаниями. Женская часть нашей публики особенно охотно следует эстетическим внушениям. Например, в такой-то день должен выступить такой-то пианист. Сперва появляются короткие заметки, затем более подробные сообщения, почти соблазнительные извещения, вслед затем статьи эстетического характера, потом разговоры в обществе и, наконец, выступление. Публика идет на концерт под впечатлением внушений; "мастерская игра", "блестящая техника", слышит большей частью то, что ей было внушено, не замечает недостатков, бешено апплодирует и т. д.
Если бы внушения носили противоположный характер, то та же игра вызывала бы у большинства критические замечания и не произвела бы впечатления. В данном же случае чувство критики было приостановлено, и дело дошло до повышения аффектов в духе внушения. Тот же процесс совершается при осмотре картин, чтении стихов, на театральных представлениях и т. д. Никто, конечно, не может быть совершенно самостоятельным в суждениях. Так называемые самостоятельные суждения чрезвычайно редки, остальные же люди судят в большей или меньшей степени в духе внушений, причем не всегда сознают это, так как внушения действуют в подсознании.
Широкой публике, даже образованной, для оценки искусства внушения необходимы, как насущный хлеб. Показательным в этом отношении является господствующее в последнее время увлечение всякими модными течениями, называемыми футуризмом, кубизмом, экспрессионизмом и дадаизмом, и отрицающими все то, что раньше носило высокое название искусства. Теперь, когда искусство стало предметом моды и картины рыночным товаром, в нашу эпоху распада всех традиций, на нелепую мазню стали смотреть, как на откровение, - исключительно потому, что современные художники сумели внушить толпе полупонятными фразами веру в мнимые духовные ценности этого рода живописи.