Литургия святого Иоанна Златоуста" в творчестве С.В. Рахманинова
"Литургия" С.В. Рахманинова представляет закономерно организованное музыкальное целое. Общность начальных и финальных построений цикла отмечается интонационным, гармоническим и тональным родством. Основу композиции составляют крупные, многотемные и внутренне контрастные номера. Звонкость, колокольность, колыбельность, драматическая речитативность, а также знаменность как отражение соборности, разработка интонационно-тематических связей и ряд других приёмов позволяют говорить об особой, созданной композитором музыкально-образной системе отражения в музыке религиозно-духовного мира.
Древнерусское певческое искусство вместе с фольклором явились, по убеждению С.В. Рахманинова, важнейшим истоком и опорой русской музыкальной культуры в целом, средоточением исторической памяти народа, его художественного чувства и эстетического сознания. Отсюда их широкое общенациональное значение. "Новое русское возрождение" включило в свою орбиту и жанры хоровой духовной музыки a cappella, относящиеся к наиболее древней области русской профессиональной музыкальной культуры.
В формах монодического искусства она занимала господствующее положение на протяжении нескольких веков. Как многоголосное творчество - от середины XVII и до начала XIX века - была представлена партесными композициями и пришедшими им на смену классицисткими хоровыми композициями мастеров XVIII столетия: М.С. Березовского, А.Л. Веделя, Д.С. Бортнянского. Они явились вершиной в исторической эволюции русской хоровой культуры предглинкинской эпохи. После того, с расцветом классической русской музыки, культовое музыкальное искусство в России отошло на задний план. У композиторов, полностью сосредоточившихся на духовной музыке, обнаружилась ограниченность художественного горизонта, нередко ремесленнической подход к творческим задачам. Отрицательно сказывалась зависимость от церковных властей, от установленных правил сочинения духовных песнопений. Крупнейшие же мастера-классики лишь эпизодически и далеко не все (М.И. Глинка, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков) создавали "переложения" (гармонизации) обиходных напевов - обычно по долгу службы, работая в Придворной певческой капелле.
Литургия святого Иоанна Златоуста" в творчестве С.В. Рахманинова
"Литургия" С.В. Рахманинова представляет закономерно организованное музыкальное целое. Общность начальных и финальных построений цикла отмечается интонационным, гармоническим и тональным родством. Основу композиции составляют крупные, многотемные и внутренне контрастные номера. Звонкость, колокольность, колыбельность, драматическая речитативность, а также знаменность как отражение соборности, разработка интонационно-тематических связей и ряд других приёмов позволяют говорить об особой, созданной композитором музыкально-образной системе отражения в музыке религиозно-духовного мира.
Древнерусское певческое искусство вместе с фольклором явились, по убеждению С.В. Рахманинова, важнейшим истоком и опорой русской музыкальной культуры в целом, средоточением исторической памяти народа, его художественного чувства и эстетического сознания. Отсюда их широкое общенациональное значение. "Новое русское возрождение" включило в свою орбиту и жанры хоровой духовной музыки a cappella, относящиеся к наиболее древней области русской профессиональной музыкальной культуры.
В формах монодического искусства она занимала господствующее положение на протяжении нескольких веков. Как многоголосное творчество - от середины XVII и до начала XIX века - была представлена партесными композициями и пришедшими им на смену классицисткими хоровыми композициями мастеров XVIII столетия: М.С. Березовского, А.Л. Веделя, Д.С. Бортнянского. Они явились вершиной в исторической эволюции русской хоровой культуры предглинкинской эпохи. После того, с расцветом классической русской музыки, культовое музыкальное искусство в России отошло на задний план. У композиторов, полностью сосредоточившихся на духовной музыке, обнаружилась ограниченность художественного горизонта, нередко ремесленнической подход к творческим задачам. Отрицательно сказывалась зависимость от церковных властей, от установленных правил сочинения духовных песнопений. Крупнейшие же мастера-классики лишь эпизодически и далеко не все (М.И. Глинка, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков) создавали "переложения" (гармонизации) обиходных напевов - обычно по долгу службы, работая в Придворной певческой капелле.