Анализ музыкальной иллюстрации "Вальс" Г. Свиридова по плану:
1)Исполнители, какие инструменты оркестра солируют, преобладают
2)Средства музыкальной выразительности(темп, динамика, лад и т.д.), характер музыки
3)Какие картины рисует музыка(1-3 предложения)
4)Понравилось ли музыкальное произведение, чем и почему
В первой части знаменитого цикла концертов Вивальди «Времена года» при музыки знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы.
Сопровождающий прекрасную музыку сонет, Вивальди также разделил на три части: в первой выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй мирным сном спит пастушок, а в третьей – пастух пляшет с нимфами под покровом Весны
Многонац. характер даг. культуры определил исключит. богатство и многообразие тем и жанров нар. музыки, разнообразие инструментария, характерных ансамблевых составов, танц. форм. При яркой самобытности муз. искусства каждой национальности Дагестана даг. нар. музыке в целом присуще значит. единство, обусловленное общностью историч. судеб, сходством условий жизни горцев и др. Так, в муз.-поэтич. творчестве даг. народностей выделяется героич. эпос, частью легендарного, частью историч. содержания. В песенном фольклоре повсеместно бытуют сходные обрядовые, шуточные, бытовые, трудовые, любовно-лирич. жанры и т.п. Преобладающая форма вок. исполнительства - сольное пение с инстр. сопровождением. Наиболее типичный вид ансамбля - трио с участием какого-либо ударного инструмента. Интонац. родство музыки даг. народов проявляется в единообразии типичных ладовых и метроритмич. структур, кадансовых оборотов и пр. Наиболее распространены натуральные лады без подчёркнутых вводнотоновых окончаний. Форма песен, как правило, двухчастная. Типично строение песенной мелодии с широким начальным скачком и длит. поступенным нисхождением, нередко секвентного характера. Наиболее типичной формой метрич. организации является переменный метр с чередованием равнодлит. размеров 6/8 и 3/4. Самые употребительные нац. инструменты: духовые - зурна, дудук, балабан, кшул; струнные щипковые - агйч-кумуз, тамур (в Юж. Дагестане также тара, чонгур, саз); смычковые - кеманча и чагана; однорядная "азиатская" гармоника; ударные - тэп и получившие наибольшее распространение в Юж. Дагестане гавал и диплипито. Широко бытуют также баян, балалайка, мандолина, кларнет, скрипка, гитара (последняя - у кумыков). Типичные ансамбли: 2 зурны и гавал; 2 дудука и тэп; кшул, дудук и диплипито; кларнет, гармоника и гавал, и др. Помимо танц., существуют разл. инстр. пьесы (наигрыши, марши) нередко программного содержания (обычно сольные). Танц. музыка отличается мелодич. яркостью, остротой ритмики. Танцы горцев чрезвычайно многообразны и своеобычны. Кроме большого числа разновидностей лезгинки, распространены быстрые пляски в двухдольном метре, медленные плавные танцы, танцы различных даг. народностей и разного локального происхождения ("Ахтынский танец", "Дербент" и т.д.). Своеобразной формой нар. муз. профессионализма до Окт. революции 1917 было иск-во нар. певцов-музыкантов (у лезгин - ашуг, у лакцев - ашук, у даргинцев - далайла-уста, у кумыков - йырчи, у аварцев - кочохан, шаир и др.). В 1920, после установления Сов. власти в республике, ревкомы городов Темир-Хан-Щуры (ныне г. Буйнакск), Петровск-Порта (ныне г. Махачкала) и Дербента впервые предприняли попытки организации начального муз. образования. В 1926 основано муз. уч-ще в г. Буйнакске (впоследствии переведено в Махачкалу). Большую роль в муз. просвещении сыграла первая даг. радиостанция (1927). К 20-м гг. относятся первые муз.-этнографич. экспедиции и публикации первых сборников нар. песен (Т. Бейбулатов, 1926), танц. мотивов (Г. Гасанов и М. Джемалов, 1927), обр. даг. мелодий для фп. (Е. Юдина, 1927). Важное значение в развитии муз. культуры республики имела деятельность Т. А. Мурадова, П. Ф. Проскурина, X. М. Ханукаева, А. Г. Абрамянца, первой даг. женщины-композитора Д. М. Далгат. Значит. событием в даг. муз. иск-ве предвоен. лет была опера основоположника проф. композиторского творчества в Дагестане Г. А. Гасанова "Хочбар" (1937). Среди др. произв. даг. композиторов - 2 концерта для фп. с оркестром (1948, 1958) и камерные сочинения Г. А. Гасанова; симф. сюиты, кантаты "День труда" (1958), "Сказ о свободе" (1958), вок. циклы и песни С. А. Агабабова; песни А. Цурмилова; опера "Айгази" (1952), симфония, оперетта "Проделки Хизри-Мирзи", хоры, 2 струн. квартета Н. С. Дагирова; песни, романсы, оркестровые миниатюры С. А. Керимова; балет "Горянка" (1968, Ленингр. т-р оперы и балета), симф. картины "Дагестан" (2-я ред. 1960), "Романтическая сонатина" для фп. (1952), вок. циклы, струн. квартет - "Молодёжный" (1954), концерт для джаза (1964), ревю "Миллион новобрачных" (1971) M. М. Кажлаева; опера "Горцы" (1970, Ленингр. Малый т-р оперы и балета), симфония (1966), вок. цикл "Надписи" (1965, на сл. Р. Гамзатова), "Лакские песни" (1967) и соната для влч. и фп. (1967) Ш. Р. Чадаева.
Лакская песня "Салам". Запись Г. А. Гасанова.
Лезгинский танец. Запись С. А. Керимова.
Среди мастеров нац. исполнительской культуры - певицы нар. арт. Даг. АССР П. Нуцалова, А. Ибрагимова, нар. арт. РСФСР Р. Гаджиева, засл. арт. РСФСР И. Баталбекова, Б. Ибрагимова, М. Гасанова; музыканты-инструменталисты засл. арт. РСФСР У. Абубакаров, засл. арт. Даг. АССР К. Магомедов и др. В Дагестане работают (1973): симф. оркестр (осн. 1932), оркестр даг. нар. инструментов (осн. 1937), Ансамбль песни и танца народов Дагестана (осн. 1935), филармония (1944), муз. уч-ще (1926, Махачкала) и 40 муз. школ. Даг. отделение Союза композиторов РСФСР основано в 1954.