Родился в 1894 г. в местечке Семиз-Бель Иссык-Кульской области в семье бедняка Карала из рода Бугу. С юных лет работал по найму. В 1916 г. вместе с бедняцким населением участвовал в восстании против царского режима. В 1918 г. ушел добровольцем в ряды Красной Армии и сражался с белогвардейцами и басмачами в Средней Азии до 1922 г. По возвращении из армии около шести лет работал председателем сельсовета в селах вблизи г. Пржевальска (Каракол).
к поэтическому слову проявлял с детства. Отрывки из «Манаса» исполнял во время службы в армии, впервые услышав эпос от своей бабушки. Большого знатока фольклора. Профессиональным исполнителем «Манаса» стал в конце 20-х годов после встречи с Чоюке Омуровым и многолетнего обучения у этого популярного в народе манасчи, жившего в селении Маман, где С. Каралаев работал председателем сельсовета. В 1930 г. был приглашен как профессиональный манасчи во Фрунзе, где прославился высоким мастерством исполнения.
С. Каралаев обладал прекрасной памятью, знал большое количество фольклорных произведений. Наделенный даром поэтической импровизации и высоким артистизмом, прекрасно исполнял разработанные им самим традиционные эпические сюжеты из трилогии эпоса «Манас». От него в 30-е и 40-е годы фольклористами Ибраимом Абдырахмановым, Джунушем Ирисовым, Керимом Джумабаевым и Курман Кыдырбаевой помимо «Манаса» целиком были записаны «Семетей» и «Сейтек», а также сказочно-героический эпос «Тёштюк».
В повествовании С. Каралаева можно выделить самостоятельные сюжетные линии, в основном идентичные некоторым крупным циклам варианта С. Орозбакова.
I. Рождение и детство Манаса. Первые столкновения юноши Манаса с врагами.
II. Боевые походы Манаса и его битвы. Избрание Манаса ханом.
III. Женитьба Манаса на Каныкей.
IV. Большой поход Манаса на Бейджин (сюда входит также «История Алмамбета»). Смерть Манаса.
У С. Каралаева отсутствуют традиционные в первой части трилогии эпоса «Манас» эпизоды «Заговор Кёзкаманов» и «поминки по Кёкётёю», которые отнесены сказителем ко второй части эпоса – «Семетею».
I. Рождение и детство Манаса. Первые столкновения юноши Манаса с врагами.
Сюжет раскрывается в традиционном плане эпической биографии богатыря:
1. Предыстория рождения героя:
- родословная Манаса (прямее предки по отцовской линии: Тюгёль-хан, Бабыр-хан, Бёён-хан, Чаян-хан, Ногой, Бала-хан, Кара-хан, Джакып). В отличие от варианта С. Орозбакова Кара-хан – дед Манаса, Бёён и Чаян – прямые предки богатыря. Включен развернутый эпизод о захвате киргизских родов и восьми сыновей Кара-хана ханами кытаев Молто и Алооке, о выселении Джакыпа и
Свою жизнь русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющийся из народных инструментов. С малых лет каждый владел навыками изготовлениями немудреных инструментов, и знал как на нём играть. Так из куска глины можно изготовить свистулькуили окарину, а из дощечки трещотку.
В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и народные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на народном музыкальном инструменте, и ни что так не близко человеку, как звуки родного знакомого с детства инструмента.
Для русского человека в 21 веке таким родным инструментом является гармонь, ну а как же все остальные… Остановите сейчас молодого человека и попросите назвать хоть несколько известных ему народных инструментов, список этот будет очень мал, не говоря уже о игре на них. А ведь это огромный пласт русской культуры, которая почти забыта.
Почему мы утратили эту традицию? Почему не знаем своих народных инструментов и не слышим их прекрасных звуков?
Сложно ответить на этот вопрос, шло время, что-то забывалось, что-то запрещалось, так, например, средневековая христианская Русь не раз ополчалась на народных музыкантов. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты, тем более на них играть.
«Чтобы они (крестьяне) бесовские игры в сопели и в гусли и в гудки и в домры не играли и в домах у себя не держали... А кто, забыв страх божий и смертный час, учинит играть и всякие игры у себя держать — править пени по пяти рублев на человека». (Из юридических актов XVII века.)
Родился в 1894 г. в местечке Семиз-Бель Иссык-Кульской области в семье бедняка Карала из рода Бугу. С юных лет работал по найму. В 1916 г. вместе с бедняцким населением участвовал в восстании против царского режима. В 1918 г. ушел добровольцем в ряды Красной Армии и сражался с белогвардейцами и басмачами в Средней Азии до 1922 г. По возвращении из армии около шести лет работал председателем сельсовета в селах вблизи г. Пржевальска (Каракол).
к поэтическому слову проявлял с детства. Отрывки из «Манаса» исполнял во время службы в армии, впервые услышав эпос от своей бабушки. Большого знатока фольклора. Профессиональным исполнителем «Манаса» стал в конце 20-х годов после встречи с Чоюке Омуровым и многолетнего обучения у этого популярного в народе манасчи, жившего в селении Маман, где С. Каралаев работал председателем сельсовета. В 1930 г. был приглашен как профессиональный манасчи во Фрунзе, где прославился высоким мастерством исполнения.
С. Каралаев обладал прекрасной памятью, знал большое количество фольклорных произведений. Наделенный даром поэтической импровизации и высоким артистизмом, прекрасно исполнял разработанные им самим традиционные эпические сюжеты из трилогии эпоса «Манас». От него в 30-е и 40-е годы фольклористами Ибраимом Абдырахмановым, Джунушем Ирисовым, Керимом Джумабаевым и Курман Кыдырбаевой помимо «Манаса» целиком были записаны «Семетей» и «Сейтек», а также сказочно-героический эпос «Тёштюк».
В повествовании С. Каралаева можно выделить самостоятельные сюжетные линии, в основном идентичные некоторым крупным циклам варианта С. Орозбакова.
I. Рождение и детство Манаса. Первые столкновения юноши Манаса с врагами.
II. Боевые походы Манаса и его битвы. Избрание Манаса ханом.
III. Женитьба Манаса на Каныкей.
IV. Большой поход Манаса на Бейджин (сюда входит также «История Алмамбета»). Смерть Манаса.
У С. Каралаева отсутствуют традиционные в первой части трилогии эпоса «Манас» эпизоды «Заговор Кёзкаманов» и «поминки по Кёкётёю», которые отнесены сказителем ко второй части эпоса – «Семетею».
I. Рождение и детство Манаса. Первые столкновения юноши Манаса с врагами.
Сюжет раскрывается в традиционном плане эпической биографии богатыря:
1. Предыстория рождения героя:
- родословная Манаса (прямее предки по отцовской линии: Тюгёль-хан, Бабыр-хан, Бёён-хан, Чаян-хан, Ногой, Бала-хан, Кара-хан, Джакып). В отличие от варианта С. Орозбакова Кара-хан – дед Манаса, Бёён и Чаян – прямые предки богатыря. Включен развернутый эпизод о захвате киргизских родов и восьми сыновей Кара-хана ханами кытаев Молто и Алооке, о выселении Джакыпа и
В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и народные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на народном музыкальном инструменте, и ни что так не близко человеку, как звуки родного знакомого с детства инструмента.
Для русского человека в 21 веке таким родным инструментом является гармонь, ну а как же все остальные… Остановите сейчас молодого человека и попросите назвать хоть несколько известных ему народных инструментов, список этот будет очень мал, не говоря уже о игре на них. А ведь это огромный пласт русской культуры, которая почти забыта.
Почему мы утратили эту традицию? Почему не знаем своих народных инструментов и не слышим их прекрасных звуков?
Сложно ответить на этот вопрос, шло время, что-то забывалось, что-то запрещалось, так, например, средневековая христианская Русь не раз ополчалась на народных музыкантов. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты, тем более на них играть.
«Чтобы они (крестьяне) бесовские игры в сопели и в гусли и в гудки и в домры не играли и в домах у себя не держали... А кто, забыв страх божий и смертный час, учинит играть и всякие игры у себя держать — править пени по пяти рублев на человека».
(Из юридических актов XVII века.)