Балет «Кармен-сюита». Новое прочтения оперы Бизе Музыку к балету «Кармен-сюита» написал Родион Константинович Щедрин (р. 1932). После премьеры балета в Большом театре, постановку которого осуществил кубинский балетмейстер Альберто Алонсо, а главную партию исполнила известная российская балерина Майя Михайловна , среди критиков разгорелись жаркие споры. Одни горячо приветствовали идею композитора дать вторую жизнь музыке Ж. Бизе, другие осуждали использование в балетном спектакле музыки всемирно известной оперы, с негодованием выступали против подобного «эксперимента».
Но, как показала жизнь, этот эксперимент себя оправдал: современное прочтение известного сюжета, изложенного языком хореографии в жанре сюиты (иначе говоря, транскрипции — от лат. transcription — переписывание, переработка, переложение музыкального произведения), получило мировое признание.
В одноактном балете Щедрина 13 номеров. Композитор выбирает из сочинения Бизе музыкальные характеристики трёх основных образов: Кармен, Хозе и Тореро (Эскамильо). Именно на их развитии он выстраивает драматургию балета, выдвигая на первый план конфликт Кармен с окружающими её людьми, а также её любовь и трагическую гибель. Через взаимоотношения Кармен с Хозе и Тореро композитор раскрывает сильный, свободолюбивый характер девушки - цыганки.
В отличие от оперы в балете нет массовых народных сцен. Вместо конкретных людей — бесчувственные «маски», которые окружают главных героев. Их характеризует холодная, бездушная, бесстрастная скерцозность (от итал. scherzo, буквально — шутка).
1. Посмотрите балет «Кармен-сюита»
2. Составьте свой отзыв о балете. Вам понравилась постановка, костюмы, декорации? Почему?
3. Как вам кажется, удалось лм передать танцорам с движений те характеры персонажей, что были созданы в опере «Кармен»?
4. Как изменилась здесь музыка, знакомая вам по опере «Кармен»?
Краткая биография
Один из талантливых и известнейших композиторов в истории Вольфганг Амадей Моцарт (его имя означает "возлюбленный Богом", с чем нельзя не согласиться) родился в январе 1756 года в австрийском городе Зальцбург. Его отец был одаренным скрипачом, звали его Леопольдом Моцартом.
С ранних лет ребёнок проявлял неодолимую тягу к музыке: в четыре года он пытался написать концерт для клавесина, а в возрасте шести лет удачно выступал с популярными концертами по Европе. В семь лет с небольшим он стал автором своей первой симфонии, а в 12 сочинил первую оперу. Всего за свою жизнь Моцарт написал более шестисот (!) произведений.Свидетельства современников доказывают, что Моцарт виртуозно играл на многих музыкальных инструментах, имел абсолютный слух и исключительную память.
Камерные вокальные произведения
Песни и романсы для двух голосов и фортепиано на стихи русских и зарубежных поэтов, в том числе «Петербургские серенады», а также фрагменты неоконченных опер «Мазепа» и «Рогдана».
Песни и романсы для одного голоса и фортепиано на стихи русских и зарубежных поэтов: «Старый капрал» (слова Беранже в переводе В. Курочкина), «Паладин» (слова Л.Уланда в переводе В.Жуковского), «Червяк» (слова Беранже в переводе В.Курочкина), «Титулярный советник» (слова П.Вейнберга), «Я Вас любил…» (слова А. С. Пушкина), «Мне грустно» (слова М. Ю. Лермонтова), «Мне минуло шестнадцать лет» (слова А.Дельвига) и другие на слова Кольцова, Курочкина, Пушкина, Лермонтова и других поэтов, в том числе два вставных романса Лауры из оперы «Каменный гость».
Произведения для фортепиано
Пять пьес (1820-е годы): Марш, Контрданс, «Меланхолический вальс», Вальс, «Казачок».
«Блестящий вальс». Около 1830 года.
Вариации на русскую тему. Начало 1830-х.
«Мечты Эсмеральды». Фантазия. 1838 год.
Две мазурки. Конец 1830-х.
Полька. 1844 год.
Скерцо. 1844 год.
«Табакерочный вальс». 1845 год.
«Пылкость и хладнокровие». Скерцо. 1847 год.
«Песня без слов» (1851)
Фантазия на темы из оперы Глинки «Жизнь за царя» (середина 1850-х)
Славянская тарантелла (в четыре руки, 1865)
Переложения симфонических фрагментов оперы «Эсмеральда» и др.