Особенность драматургии «ивана сусанина» заключается в сочетании нескольких оперных жанров: героико- оперы (сюжет) ; черты народной музыкальной драмы. черты (не полное воплощение) – потому что в народной музыкальной драме образ народа должен пребывать в развитии (в опере он – активный участник действия, но статичен) ; черты эпической оперы текст украден (неторопливость сюжетного развития, особенно в начале) ; черты драмы ( активизация действия с момента появления поляков) ; черты лирико-психологической драмы, связанные, в основном, с образом главного героя. хоровые сцены этой оперы глинки восходят к ораториям генделя, идеи долга и самопожертвования – к глюку, живость и яркость характеров – к моцарту. или более подробный: опера глинки "иван сусанин" - героическая народная музыкальная драма. это первая отечественная опера, основанная на непрерывном музыкальном развитии без разговорных вставок. сюжетом для создания оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина ивана сусанина во время оккупации россии иностранными захватчиками. поляки уже были изгнаны из москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране. один из таких отрядов забрел в село домнино, где жил иван сусанин. он согласился стать проводником, но завёл отряд в непроходимые болота и сам погиб там. этот подвиг вдохновил поэта-декабриста рылеева, написавшего думу "иван сусанин". в опере четыре действия и эпилог. первое действие - происходит в селе домнино, где живет иван сусанин с дочерью антонидой и приёмным сыном ваней. антонида ждёт своего жениха ратника собинина и мечтает о свадьбе. прибывает собинин, можно играть свадьбу и сусанин благословляет антониду и собинина. первое действие - характеристика народа, начинается с хоровой интродукции, в ней два хора - мужской и женский. мужской хор. его мелодия близка народным песням. мелодия женского хора близка хороводным песням. каватина и рондо антонины раскрывает типичные черты девушки - нежность, верность и простоту. "ах, ты, поле, поле ты моё". каватина сменяется изящным оживлённым рондо. характер музыки светлый и радостный. "солнце тучи не закроют". один из центральных номеров первого действия трио "не томи родимый" передаёт грустные переживания антониды и собинина. его мелодия построена на интонациях бытовых городских песен. та же мелодия звучит в партии сусанина. отдельные песенные фразы певцов перекликаются и отвечают друг другу. второе действие. в замке польского короля сигизмунда. поляки хвастают своими , но появляется гонец и сообщает, что минин и собирают народное ополчение, чтобы разгромить врага. большой отряд поляков собирается в поход. во втором действии звучит танцевальная музыка. четыре танца: польский полонез, краковяк вальс и мазурка звучат один за другим. открывается действие полонезам. мелодии полонеза и мазурки в дальнейшем всюду появление поляков. этими танцами глинка характеризует гордых и надменных поляков. третье действие. в доме сусанина готовятся к свадьбе. появляются поляки и требуют, чтобы сусанин указал им дорогу на москву. сусанин украдкой посылает ваню отряды об опасности, сам решает завести поляков в непроходимую глушь. антонида в слезах, она опасается за жизнь отца. появляется собинин и решает вместе с крестьянами отправиться на поиски сусанина. основные сцены этого действия: песня вани "как мать убили" - задушевная песня мальчика - сироты близка народным песням; сцена сусанина с поляками - музыкальная характеристика поляков выражена ритмами полонеза и мазурки. музыкальная речь сусанина полна серьёзного достоинства патриота своей родины. в реплике сусанина "велик и свят наш край родной" зарождается тема хора "славься". свадебный хор "разгулялись" - близок свадебным песням, музыка его светла и безмятежна. песня-романс антониды "не о том скорблю, подруженьки" - одна из самых поэтичных стран
Опера «иван сусанин» - яркий образец героической народной музыкальной драмы. в основу оперы положено действительное событие – патриотический подвиг крестьянина села домнино, совершенный в начале 1613г. иван сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам. в и искусстве тема сусанина разрабатывалась и до глинки. на этот сюжет была написана опера кавоса, поэт рылеев написал стихотворную думу «иван сусанин» . в момент создания опера глинки называлась «жизнь за царя» - либретто барона розена. опера была поставлена в 1836 г. образ сусанина-патриота ярко воплощается в 2-х его ответах полякам. в 1-м эпизоде звучит величественная мелодия, предвосхищающая тему финального хора «славься» («велик и свят наш край…» ) . в другом ответе звучит героическая тема мужского хора из интродукции: «страха не страшусь… » . так раскрывается связь между подвигом сусанина и героизмом народа. после ухода поляков драматизм происходящего оттеняется безмятежно светлым свадебным девичьим хором «разгулялися, разливалися… » в 4-м д. драматической кульминацией является сцена сусанина с поляками в лесу. главные черты облика героя в решительный час жизни раскрываются в его предсмертной арии. вступительный краткий речитатив основан на широких, неторопливых и уверенных интонациях песенного склада. в самой арии – «ты взойдешь, моя заря» господствует настроение глубокого раздумья, проникнутого сдержанным волнением и скорбью. в мелодии многократно повторяются выразительные, полные теплоты интонации, характерные для лирической песни – малосекундовые интонации с опорой на квинту лада.