Микалоюс Константинас Чюрлёнис (лит. Mikalojus Konstantinas Čiurlionis), был также известен под именем Николай Константинович Чурлянис. Литовский композитор, художник, литератор. Гордость литовского искусства.
Краткая биография Чюрлёниса
Чюрлёнис родился 10 (22) сентября 1875 года в Варене, умер 28 марта (10 апреля) 1911 года. Отец, крестьянин Константин Чюрлёнис, умел играть на органе и подрабатывал органистом в деревенском костёле. Мать — Адель (по национальности немка).
Вскоре после рождения Константинаса семья переехала в деревню Друскининкай. Его первым языком был польский. Литовский он начал учить довольно поздно (за шесть лет до смерти). Вторым языком был русский.
В 10 лет Чюрлёнис окончил курс в Друскининкайском народном училище. В детстве освоил орган и с шести лет заменял на службах отца.
Профессионально заниматься музыкой Чюрлёнис стал в 13 лет, по рекомендации знакомых попав в музыкальную школу и оркестр князя Михала Огиньского. В этой школе Огиньский на свои деньги учил талантливых детей, с тем чтобы сделать из них музыкантов для собственного оркестра. Чюрлёнис учился играть на флейте, параллельно пытался писать музыку, чем обратил на себя внимание Огиньского. С подачи последнего Чюрлёнис переехал в Варшаву и поступил в фортепианный класс Музыкального института (будущей Варшавской консерватории). Через год Чюрлёнис поменял специализацию и стал учиться композиции. В тот период Чюрлёнис сочинил кантату для хора и оркестра, фуги, пьесы для рояля. И много занимался самообразованием. В 1899-м, окончив с отличием институт, отверг предложение стать директором музыкальной школы Люблина. В 1901-м поступил в Лейпцигскую консерваторию (где проучился около года).
В 1902 году Чюрлёнис стал брать частные уроки рисования (у Я. Каузика) и много времени посвящает живописи. В 1904-м поступает в Школу изящных искусств в Варшаве.
В 1905 году прибавляет к своему имени литовские окончания. В том же году знакомится, а в 1909-м женится на Софье Кимантайте, которая учит Чюрлёниса литовскому и приобщает к литовскому культурному движению.
Первая выставка работ Чюрлёниса в Варшаве в 1905 году. В 1908-м в Вильнюсе Чюрлёнис руководит хором.
Чюрлёнис умер 10 апреля 1911 года в психиатрической клинике под Варшавой после неудачной попытки побега оттуда, в результате которой получил воспаление лёгких. Похоронен в Вильнюсе на кладбище Росса (Расу).
В черновых тетрадях Чюрлёниса было обнаружено более полусотни фортепианных пьес. Наследие Чюрлёниса продолжает публиковаться и разбираться. В 1907 году Чюрлёнис создал симфоническую поэму «Море», которая считается гордостью литовской музыки.
Чюрлёнис автор более 300 живописных произведений, в числе которых «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд», триптих «Сказка», цикл «Сказка королей», циклы «Сотворение мира», «Знаки зодиака», «Весна», «Зима», «Жемайские кресты». Произведения находятся в Каунасском художественном музее им. Чюрлёниса. В Друскининкае есть Мемориальный дом-музей Чюрлёниса (филиал музея в Каунасе).
Тема:Что стало бы с литературой, если бы не было музыки. 1999 год Искусство занимает в жизни каждого человека большое место. Мы даже не можем себе представить жизнь общества без искусства среди всего его многообразия можно выделить два вида: музыку и литературу, с которыми особенно часто приходится сталкиваться в жизни. Похожи ли эти два вида искусства? Что у них общего? В чём различие? Безусловно, это сложный вопрос. Но даже ребенку ясно, что общее, связующее звено музыки и литературы это звук. Литература – это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка. Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств» Доказательством этого служит то, что, слушая музыкальные произведения, человек представляет себе картины и образы, а этот зрительный ряд обличается в словарную форму. Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит. Литература познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора. П.И. Чайковский писал: «Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору». И, конечно же, оба вида искусства объединяют фантазии и окрылённость, которые движут творческий процесс. Безусловно, что отражается и в школьной программе по музыке, она направляет на установление внутренних связей музыки с литературой. Взаимосвязь музыки и литературы – это объёмная тема, но не раз уже затрагивалась на уроках музыки и в начальной школе. Настало время, когда отдельные наблюдения следует обобщить и связь литературы с музыкой, изучаемых в школе, рассмотреть более обстоятельно и углубленно. Дети должны почувствовать, что два вида искусства не только не отделимы друг от друга, но напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них более глубокому восприятию и пониманию другого. Известный французский писатель и музыкант Ромен Роллан писал: «Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают, теоретики: искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит своё отражение продолжение и завершение в другом». Эти слова глубже осознать задачу, которая встает уже с первого урок пятого класса, и представить перспективу, которая в процессе учёбы откроется перед учащимися и выйдет далеко за пределы их школьных знаний. Главная идея: музыка и литература, рентроспективые связи. В первом классе четвертой четверти дети знакомятся с темой «Что такое музыкальная речь?» Уже с первого урока учитель с детьми выясняют, что музыка состоит из музыкальных звуков, и они могут быть очень разными: высокими и низкими, громкими и тихими, быстрыми и медленными, плавными и прыгающими вверх и вниз и т.д. В тоже время в жизни есть звуки не музыкальные, такие звуки называют шумовыми. На уроке нужно научить ребят различать шумовые и музыкальные звуки. Привожу фрагмент урока: читаю стихотворение А.А. Короленко. Все на свете дети знают, Звуки разные бывают: Журавлей прощальный клёкот, Самолёта громкий рокот, Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колёс и шум станка, Тихий шелест ветерка. Эти звуки – шумовые Только есть ещё другие: Не шуршащие, не стуки – Музыкальные есть звуки.
Объяснение:
Микалоюс Константинас Чюрлёнис (лит. Mikalojus Konstantinas Čiurlionis), был также известен под именем Николай Константинович Чурлянис. Литовский композитор, художник, литератор. Гордость литовского искусства.
Краткая биография Чюрлёниса
Чюрлёнис родился 10 (22) сентября 1875 года в Варене, умер 28 марта (10 апреля) 1911 года. Отец, крестьянин Константин Чюрлёнис, умел играть на органе и подрабатывал органистом в деревенском костёле. Мать — Адель (по национальности немка).
Вскоре после рождения Константинаса семья переехала в деревню Друскининкай. Его первым языком был польский. Литовский он начал учить довольно поздно (за шесть лет до смерти). Вторым языком был русский.
В 10 лет Чюрлёнис окончил курс в Друскининкайском народном училище. В детстве освоил орган и с шести лет заменял на службах отца.
Профессионально заниматься музыкой Чюрлёнис стал в 13 лет, по рекомендации знакомых попав в музыкальную школу и оркестр князя Михала Огиньского. В этой школе Огиньский на свои деньги учил талантливых детей, с тем чтобы сделать из них музыкантов для собственного оркестра. Чюрлёнис учился играть на флейте, параллельно пытался писать музыку, чем обратил на себя внимание Огиньского. С подачи последнего Чюрлёнис переехал в Варшаву и поступил в фортепианный класс Музыкального института (будущей Варшавской консерватории). Через год Чюрлёнис поменял специализацию и стал учиться композиции. В тот период Чюрлёнис сочинил кантату для хора и оркестра, фуги, пьесы для рояля. И много занимался самообразованием. В 1899-м, окончив с отличием институт, отверг предложение стать директором музыкальной школы Люблина. В 1901-м поступил в Лейпцигскую консерваторию (где проучился около года).
В 1902 году Чюрлёнис стал брать частные уроки рисования (у Я. Каузика) и много времени посвящает живописи. В 1904-м поступает в Школу изящных искусств в Варшаве.
В 1905 году прибавляет к своему имени литовские окончания. В том же году знакомится, а в 1909-м женится на Софье Кимантайте, которая учит Чюрлёниса литовскому и приобщает к литовскому культурному движению.
Первая выставка работ Чюрлёниса в Варшаве в 1905 году. В 1908-м в Вильнюсе Чюрлёнис руководит хором.
Чюрлёнис умер 10 апреля 1911 года в психиатрической клинике под Варшавой после неудачной попытки побега оттуда, в результате которой получил воспаление лёгких. Похоронен в Вильнюсе на кладбище Росса (Расу).
В черновых тетрадях Чюрлёниса было обнаружено более полусотни фортепианных пьес. Наследие Чюрлёниса продолжает публиковаться и разбираться. В 1907 году Чюрлёнис создал симфоническую поэму «Море», которая считается гордостью литовской музыки.
Чюрлёнис автор более 300 живописных произведений, в числе которых «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд», триптих «Сказка», цикл «Сказка королей», циклы «Сотворение мира», «Знаки зодиака», «Весна», «Зима», «Жемайские кресты». Произведения находятся в Каунасском художественном музее им. Чюрлёниса. В Друскининкае есть Мемориальный дом-музей Чюрлёниса (филиал музея в Каунасе).
1999 год
Искусство занимает в жизни каждого человека большое место. Мы даже не можем себе представить жизнь общества без искусства среди всего его многообразия можно выделить два вида: музыку и литературу, с которыми особенно часто приходится сталкиваться в жизни. Похожи ли эти два вида искусства? Что у них общего? В чём различие? Безусловно, это сложный вопрос. Но даже ребенку ясно, что общее, связующее звено музыки и литературы это звук. Литература – это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств»
Доказательством этого служит то, что, слушая музыкальные произведения, человек представляет себе картины и образы, а этот зрительный ряд обличается в словарную форму.
Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.
Литература познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.
П.И. Чайковский писал: «Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору». И, конечно же, оба вида искусства объединяют фантазии и окрылённость, которые движут творческий процесс. Безусловно, что отражается и в школьной программе по музыке, она направляет на установление внутренних связей музыки с литературой.
Взаимосвязь музыки и литературы – это объёмная тема, но не раз уже затрагивалась на уроках музыки и в начальной школе. Настало время, когда отдельные наблюдения следует обобщить и связь литературы с музыкой, изучаемых в школе, рассмотреть более обстоятельно и углубленно. Дети должны почувствовать, что два вида искусства не только не отделимы друг от друга, но напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них более глубокому восприятию и пониманию другого. Известный французский писатель и музыкант Ромен Роллан писал: «Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают, теоретики: искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит своё отражение продолжение и завершение в другом». Эти слова глубже осознать задачу, которая встает уже с первого урок пятого класса, и представить перспективу, которая в процессе учёбы откроется перед учащимися и выйдет далеко за пределы их школьных знаний.
Главная идея: музыка и литература, рентроспективые связи. В первом классе четвертой четверти дети знакомятся с темой «Что такое музыкальная речь?» Уже с первого урока учитель с детьми выясняют, что музыка состоит из музыкальных звуков, и они могут быть очень разными: высокими и низкими, громкими и тихими, быстрыми и медленными, плавными и прыгающими вверх и вниз и т.д. В тоже время в жизни есть звуки не музыкальные, такие звуки называют шумовыми. На уроке нужно научить ребят различать шумовые и музыкальные звуки. Привожу фрагмент урока: читаю стихотворение А.А. Короленко.
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Эти звуки – шумовые
Только есть ещё другие:
Не шуршащие, не стуки –
Музыкальные есть звуки.