Первая часть патетической сонаты (Grave. Allegro di molto e con brio, c-moll) дает обобщенную характеристику всего круга образов уже в начальных тактах. Интродукция (Grave) несет в себе центр тяжести содержания,— и это фактор творческого новаторства Бетховена на пути создания лейтмотивной сюжетности. Как лейтмотив страсти в «Фантастической симфонии» Берлиоза или лейтмотив «судьбы» в симфониях Чайковского, так тема вступления патетической сонаты служит в ее первой части лейтмотивом, дважды возвращающимся и образующим эмоциональный стержень. Суть Grave в столкновениях-чередованиях противоречивых начал, которые весьма ярко оформились уже в первых тактах сонаты ор. 10 No 1. Но здесь контраст еще сильнее, а развитие его гораздо монументальнее. Притом и содержание образа несколько иное. В начале пятой сонаты было противопоставление развитой фанфары и короткого вздоха, силы и слабости. Здесь же (как и в Largo предыдущей сонаты — см. пример 25) дан контраст мрачного, властного принуждения и страстной тоски:
Вторая часть (Adagio cantabile, As-dur) своей удивительной певучестью, почти органной полнотой звучаний положительно предвещает фактуру таких фортепианных пьес, как этюд Вторично вернулась начальная тема. Она уже не совсем та, что была прежде. Третья часть (Rondo, Allegro, c-moll) есть в сущности первый финал в фортепианных сонатах Бетховена, сочетающий вполне органично рондовую специфичность формы с драматизмом. Финал первой сонаты очень драматичен, но «гибриден» по форме. Финалы второй и третьей сонат, правда, содержат элементы драматизма, но развитая вариационность и орнаментика препятствуют размаху «драматургии». То же можно сказать и про финал четвертой сонаты. Финалы пятой и седьмой сонат отражают стремление к лаконизму, но первый из них написан в сонатной форме, а второй содержит обильную орнаментику и почти лишен драматических элементов. Финал шестой сонаты также написан в сонатной форме, а финалы сонат ор. 14 (возможно,
Я все написала 1 На просёлках России, На сторонке родной Есть могилы простые Под фанерной звездой. Здесь от вражеской пули Пал безвестный солдат, И с тех пор в карауле Тут берёзки стоят.
Припев: Подожди, не спеши, У берёз посиди. И послушай, как листьями Шепчется ветер О весеннем дожде, О солдатской звезде, Эти вечные звёзды В дороге нам светят.
2 Наши думы ребячьи Мы приносим сюда, И как будто бы ярче Пламенеет звезда. И пшеничные волны Багровеют слегка, И в салюте безмолвном Замирает рука.
Припев.
3 Не волнуйтесь, берёзы, - Никогда, никогда Над безмолвным солдатом Не померкнет звезда. Нам, советским ребятам, В нашей жизни большой Будет подвиг солдата Путеводной звездой.
Суть Grave в столкновениях-чередованиях противоречивых начал, которые весьма ярко оформились уже в первых тактах сонаты ор. 10 No 1. Но здесь контраст еще сильнее, а развитие его гораздо монументальнее. Притом и содержание образа несколько иное. В начале пятой сонаты было противопоставление развитой фанфары и короткого вздоха, силы и слабости. Здесь же (как и в Largo предыдущей сонаты — см. пример 25) дан контраст мрачного, властного принуждения и страстной тоски:
Вторая часть (Adagio cantabile, As-dur) своей удивительной певучестью, почти органной полнотой звучаний положительно предвещает фактуру таких фортепианных пьес, как этюд Вторично вернулась начальная тема. Она уже не совсем та, что была прежде.
Третья часть (Rondo, Allegro, c-moll) есть в сущности первый финал в фортепианных сонатах Бетховена, сочетающий вполне органично рондовую специфичность формы с драматизмом. Финал первой сонаты очень драматичен, но «гибриден» по форме. Финалы второй и третьей сонат, правда, содержат элементы драматизма, но развитая вариационность и орнаментика препятствуют размаху «драматургии». То же можно сказать и про финал четвертой сонаты. Финалы пятой и седьмой сонат отражают стремление к лаконизму, но первый из них написан в сонатной форме, а второй содержит обильную орнаментику и почти лишен драматических элементов. Финал шестой сонаты также написан в сонатной форме, а финалы сонат ор. 14 (возможно,
1
На просёлках России,
На сторонке родной
Есть могилы простые
Под фанерной звездой.
Здесь от вражеской пули
Пал безвестный солдат,
И с тех пор в карауле
Тут берёзки стоят.
Припев:
Подожди, не спеши,
У берёз посиди.
И послушай, как листьями
Шепчется ветер
О весеннем дожде,
О солдатской звезде,
Эти вечные звёзды
В дороге нам светят.
2
Наши думы ребячьи
Мы приносим сюда,
И как будто бы ярче
Пламенеет звезда.
И пшеничные волны
Багровеют слегка,
И в салюте безмолвном
Замирает рука.
Припев.
3
Не волнуйтесь, берёзы, -
Никогда, никогда
Над безмолвным солдатом
Не померкнет звезда.
Нам, советским ребятам,
В нашей жизни большой
Будет подвиг солдата
Путеводной звездой.
Припев.