барокко - стиль вычурный, причудливый. в музыке эпохи барокко расцветают такие полифонические формы, как инвенции, прелюдии . высшего развития и кристаллизации достигает форма фуги. получают свое развитие такие формы вокальной музыки, как месса, страсти, оратория. складываются формы концерта. появляется жанр concerto grosso. на первый план выдвигается внутренний мир человека. музыка эпохи барокко, рококо глубоко самосозерцательна. сам принцип подхода к музыкальному тематизму позволяет высветить личность человека какбы изнутри. его глубокие философские переживания, его внутренние мыслительные и духовные события представляют особый интерес для композиторов того времени и являются основой музыкальной ткани.
классицизм
классицизм - течение в художественной культуре европейских стран 17-го начала 19 веков, стремившееся к созданию возвышенных, идеальных, рационалистически четких и пластически завершенных произведений искусства по античным классическим образцам. представители классицизма обращались к античным сюжетам, образам и формам с целью воплощения общественно-этических идеалов современности. художественные образы классицизма отличались логичностью и ясностью, строгой уравновешенностью и гармоничностью. новый этап развития классицизма связан с передовым идейно-художественным направлением эпохи просвещения (18 век) во франции и других европейских странах.
романтизм
романтизм - идейное и художественное движение, возникшее в европейских странах на рубеже 18-го и 19-го веков и получившее отражение в различных областях науки и искусства. интерес к народной жизни, национальной культуре, прошлому, увлечение народными сказаниями и песнями, любовь к природе вызвали расцвет народно-бытовой, фантастической, романтико-героической оперы, развитие жанров , песни, танца, программной музыки. особое внимание к душеному миру, психологии человека влекло за собой развитие музыки (романс-песня, фортепианная миниатюра, усиление начала в симфонии и камерной музыке).
появляются темы исполненные глубокого психологизма: тоски, одиночества. поиски картинности, красочной изобразительности, решение новых в области психологической выразительности и воплощения многообразных оттенков эмоционального состояния обусловили огромные новаторские достижения романтизма в области гармонии, инструментовки, музыкальной формы, вокальной декламации и т.п. эпоха романтизма - одна из самых значительных в музыки.
импрессионизм
импрессионизм - художественное течение, провозгласившее основной целью искусства передачу мимолетных впечатлений, чувственных, субъективных настроений художника. музыкальный импрессионизм сложился на рубеже 80-90-х гг. во франции вслед за импрессионизмом в живописи и символизмом в поэзии, затем распространился и в других странах. импрессионисты расширили колористические средства музыкальной выразительности (в области гармонии, инструментовки). как направление, импрессионизм оказал неоценимое влияние на будущие стили и музыкальные течения.
Опера "жизнь за царя" ("иван сусанин"; 1836 г. ) написана на -патриотический сюжет. композитор обратился к событиям начала xvii века - борьбе народа против польских завоевателей. сюжет произведения - подвиг ивана сусанина - предложил глинке поэт василий андреевич жуковский. согласно легенде (не подтвержденной научными изысканиями) , сусанин был нанят отрядом войск речи посполитой зимой 1612—1613 годов в качестве проводника в село домнино, где находился михаил фёдорович романов. сусанин завёл вражеские войска в болотистый лес, где был ими замучен за отказ указать верный путь. доказательством реальности подвига ивана сусанина считают царскую грамоту о даровании богдану сабинину (зятю сусанина) половины деревни за подвиг покойного тестя: мы, великий государь, царь и великий князь михаил федорович всея руси, в прошлом году были на костроме, и в те годы приходили в костромскнй уезд польские и литовские люди, а тестя его, богдашкова, ивана сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь михаил федорович всея руси были, и он, иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти.. в опере глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на москву. борьба против поляков приобрела всенародный характер. враги были разбиты ополченцами во главе с мининым и . одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села домнино ивана сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. величавый образ народного героя, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показам на широком фоне народной жизни и природы. "жизнь за царя" - первая опера без разговорных диалогов; она основана на непрерывном музыкальном развитии. музыкальную ткань сочинения пронизывают хоровые сцены. в частности, они открывают (хор "родина моя") и завершают произведение (заключительный ликующий победный хор "славься"), в центре оперы - образ крестьянина ивана сусанина. композитор подчёркивает нравственную силу героя. для его музыкальной характеристики использованы интонации народных мелодий. антонида, дочь сусанина, - светлый и поэтичный ("нежнограциозный", по определению самого глинки) образ девушки. собинин, жених антониды, - ополченец, удалой, бесстрашный человек ваня, приёмный сын сусанина, - "простосердечный", по словам глинки, мальчик тринадцати лет. образы молодых членов семьи сусанина - вани, антониды, собинина нарисованы в традициях и интонациях бытовой песни романса. образам противостоит враждебный лагерь поляков. развёрнутая хореографическая картина представляет "польский акт" оперы - пышный в старинном замке. эта симфоническая композиция передаёт блеск, изящество и гордость шляхты - польской знати. звучат мелодии и ритмы полонеза, мазурки, краковяка. красота музыки завораживает, но в целом простота и задушевность "" сцен противопоставлена показной пышности "польского акта". наконец два лагеря сталкиваются непосредственно - польский от ряд приходит в село домнино к сусанину и требует, чтобы тот провёл их к месту, где находится царь михаил романов. сцена сусанина с поляками в лесной чаще, куда он завёл их на погибель, - кульминация оперы. развязка трагична - главный герой отдаёт жизнь за россию. ночью, в лесу сусанин исполняет свой предсмертный монолог-речитатив "чуют правду", переходящий в арию молитву "ты взойди, моя заря", в которой герой просит у бога сил встретить последний час.
барокко - стиль вычурный, причудливый. в музыке эпохи барокко расцветают такие полифонические формы, как инвенции, прелюдии . высшего развития и кристаллизации достигает форма фуги. получают свое развитие такие формы вокальной музыки, как месса, страсти, оратория. складываются формы концерта. появляется жанр concerto grosso. на первый план выдвигается внутренний мир человека. музыка эпохи барокко, рококо глубоко самосозерцательна. сам принцип подхода к музыкальному тематизму позволяет высветить личность человека какбы изнутри. его глубокие философские переживания, его внутренние мыслительные и духовные события представляют особый интерес для композиторов того времени и являются основой музыкальной ткани.
классицизмклассицизм - течение в художественной культуре европейских стран 17-го начала 19 веков, стремившееся к созданию возвышенных, идеальных, рационалистически четких и пластически завершенных произведений искусства по античным классическим образцам. представители классицизма обращались к античным сюжетам, образам и формам с целью воплощения общественно-этических идеалов современности. художественные образы классицизма отличались логичностью и ясностью, строгой уравновешенностью и гармоничностью. новый этап развития классицизма связан с передовым идейно-художественным направлением эпохи просвещения (18 век) во франции и других европейских странах.
романтизмромантизм - идейное и художественное движение, возникшее в европейских странах на рубеже 18-го и 19-го веков и получившее отражение в различных областях науки и искусства. интерес к народной жизни, национальной культуре, прошлому, увлечение народными сказаниями и песнями, любовь к природе вызвали расцвет народно-бытовой, фантастической, романтико-героической оперы, развитие жанров , песни, танца, программной музыки. особое внимание к душеному миру, психологии человека влекло за собой развитие музыки (романс-песня, фортепианная миниатюра, усиление начала в симфонии и камерной музыке).
появляются темы исполненные глубокого психологизма: тоски, одиночества. поиски картинности, красочной изобразительности, решение новых в области психологической выразительности и воплощения многообразных оттенков эмоционального состояния обусловили огромные новаторские достижения романтизма в области гармонии, инструментовки, музыкальной формы, вокальной декламации и т.п. эпоха романтизма - одна из самых значительных в музыки.
импрессионизмимпрессионизм - художественное течение, провозгласившее основной целью искусства передачу мимолетных впечатлений, чувственных, субъективных настроений художника. музыкальный импрессионизм сложился на рубеже 80-90-х гг. во франции вслед за импрессионизмом в живописи и символизмом в поэзии, затем распространился и в других странах. импрессионисты расширили колористические средства музыкальной выразительности (в области гармонии, инструментовки). как направление, импрессионизм оказал неоценимое влияние на будущие стили и музыкальные течения.