18 век стал периодом упадка церковного пения как национального искусства и как высокохудожественной системы. В больших городах, и прежде всего в Петербурге, пение все более секуляризируется, особенно во второй половине столетия, когда при дворе стали работать приглашенные итальянские мастера Бальдассаре Галуппи и Джузеппе Сарти: в числе прочего они писали музыку на православные тексты и обучали певчих Придворной капеллы (центрального хора страны, преобразованного из хора государевых дьяков), которые, наряду со службами, принимали участие в светских увеселениях и даже пели в опере. Однако в том же 18 в. и первой половине 19 в. автономно развивается на прежних началах старообрядческое певческое искусство; сохраняется старинное пение в больших соборах некоторых древних городов; складываются оригинальные распевы крупных монастырей.
Камерно-инструментальное творчество Бородина невелико по объёму, как и романсное. Однако и ему композитор придавал немалое значение. «Я глубоко убеждён, - писал он в период работы над первым квартетом, - что камерная музыка представляет одно из самых могучих средств для развития музыкального вкуса и понимания».
Для самого Бородина камерные инструментальные пьесы и ансамбли в годы юности явились хорошей школой, в которой вырабатывались его музыкальный стиль и композиторская техника. Занятия камерной музыкой отвечали интересам Бородина к классическим музыкальным жанрам и формам. Вернувшись к этой области музыки в зрелом периоде, он создал произведения, которые стоят в одном ряду с лучшими образцами его творчества. Таковы, прежде всего его два квартета и «Маленькая сюита» для фортепиано.
Жемчужиной русской камерной классики XIX в. является Квартет № 2 Александра Порфирьевича Бородина - вдохновенное лирическое высказывание. Чувства, выраженные музыкой, поражают чистотой и возвышенностью. Лирике Бородина, при её мягкости и задушевности, свойствен светлый, жизнерадостный колорит. Квартет посвящён жене композитора – чуткому и отзывчивому другу прекрасной пианистке - Екатерине Сергеевне Бородиной.
Итак… В центре сцены стоит четыре пюпитра и четыре стула для музыкантов.
Два скрипача сели рядом. Против первой скрипки - альтист, против второй - виолончелист. Пробуют, проверяют в последний раз перед началом свои инструменты.
Итак, перед нами квартет. Это нам уже понятно. Но вот дальше уже начинается непонятное. Произведение, которое они будут исполнять, тоже называется «Квартет». Просто квартет и ничего больше. Значит, название и на этот раз нам не Даже если я скажу, что будет исполнен Второй квартет композитора Бородина, яснее вам от этого не станет. Снова придётся слушать так же, как прелюдии Шопена, не зная, о чём будет рассказывать музыка. Впрочем, погодите...
Заглянув в программу концерта, мы увидим, что квартет состоит из четырёх частей. Первая часть никак не называется. Вместо названия стоит просто указание темпа - аллегро модерато, то есть не особенно быстро. Вторая часть называется «скерцо», третья - «ноктюрн», четвертая - снова без названия. Обычно называют последнюю часть финалом.
«Скерцо»- это значит «шутка», а «ноктюрном» называется произведение, музыка которого создаёт образы ночи, «ночная музыка». Вот видите,- значит, всё-таки хотя бы о двух частях мы с вами что-то знаем. Смотрите, музыканты подняли смычки. Начинается Второй квартет Бородина.
...Мягко запела виолончель. Сколько обаяния, сколько изящества в этой песенной, полной грациозного движения мелодии! Бережно, любовно приняла от виолончели эту мелодию скрипка, и музыка зазвучала светло и прозрачно. Затем снова, но уже низким, бархатным голосом её пропела виолончель и опять подхватила, понесла по залу звонкая скрипка. Голоса скрипки и виолончели пока ещё нигде не сливаются, они, словно соревнуются друг с другом, кто красивее разовьёт, распоёт эту мелодию. И трудно отдать кому-то предпочтение: каждый голос хорош по-своему. Вторая скрипка и альт аккомпанируют - мягко вплетают свои голоса, словно боятся каким-то неосторожно взятым звуком нарушить очарование пленительной мелодии. Это первая тема, первый музыкальный образ квартета.
Вторую тему начинает скрипка. Музыка более живая, чуть кокетливая, словно украшенная изящными орнаментами. Эта тема так же песенна, как и первая. Та же мелодичность, то же обаяние. Вся музыка первой части наполнена ласковой радостью, светом. То одну, то другую тему поют голоса скрипок, альта, виолончели. Они звучат по отдельности, сливаются в дуэте, в трио... Но вот последний раз скрипка и виолончель пропели вторую тему - и вступает альт. Он как бы останавливает это грациозное движение музыки. Тема альта - словно сказанная кем-то фраза. Не спетая, а именно сказанная. Ещё раз промелькнули кусочки, отрывочки первой темы... и всё кончилось. Удивительно жалко расставаться с этой прелестной музыкой!
Но начинается вторая часть, и мы уже в плену у новых музыкальных образов. Музыка шутливая, однако такая же изящная и нежная, как в первой части. Шаловливо, словно подтанцовывая, бежит лёгкая живая мелодия. Ведёт первая скрипка, остальные инструменты вплетают в этот лёгкий бег свои голоса.
Новый образ - чудесный вальс. Гибкая мелодия словно покачивается на волнах аккомпанемента, она движется более медленно, более плавно, чем первая. А первая, кажется, снова начинает свой шаловливый бег. Так и есть, мы снова слышим первую тему, первую мелодию скерцо.
Скерцо - шутка. И действительно, вся музыка этой части – это милая и добрая шутка, светлая, радостная шалость. Так радуются и шутят только очень юные, очень чистые и хорошие люди. Исполнители опустили смычки, скерцо кончилось.
Александр Бородин. Квартет № 2
Камерно-инструментальное творчество Бородина невелико по объёму, как и романсное. Однако и ему композитор придавал немалое значение. «Я глубоко убеждён, - писал он в период работы над первым квартетом, - что камерная музыка представляет одно из самых могучих средств для развития музыкального вкуса и понимания».
Для самого Бородина камерные инструментальные пьесы и ансамбли в годы юности явились хорошей школой, в которой вырабатывались его музыкальный стиль и композиторская техника. Занятия камерной музыкой отвечали интересам Бородина к классическим музыкальным жанрам и формам. Вернувшись к этой области музыки в зрелом периоде, он создал произведения, которые стоят в одном ряду с лучшими образцами его творчества. Таковы, прежде всего его два квартета и «Маленькая сюита» для фортепиано.
Жемчужиной русской камерной классики XIX в. является Квартет № 2 Александра Порфирьевича Бородина - вдохновенное лирическое высказывание. Чувства, выраженные музыкой, поражают чистотой и возвышенностью. Лирике Бородина, при её мягкости и задушевности, свойствен светлый, жизнерадостный колорит. Квартет посвящён жене композитора – чуткому и отзывчивому другу прекрасной пианистке - Екатерине Сергеевне Бородиной.
Итак… В центре сцены стоит четыре пюпитра и четыре стула для музыкантов.
Два скрипача сели рядом. Против первой скрипки - альтист, против второй - виолончелист. Пробуют, проверяют в последний раз перед началом свои инструменты.
Итак, перед нами квартет. Это нам уже понятно. Но вот дальше уже начинается непонятное. Произведение, которое они будут исполнять, тоже называется «Квартет». Просто квартет и ничего больше. Значит, название и на этот раз нам не Даже если я скажу, что будет исполнен Второй квартет композитора Бородина, яснее вам от этого не станет. Снова придётся слушать так же, как прелюдии Шопена, не зная, о чём будет рассказывать музыка. Впрочем, погодите...
Заглянув в программу концерта, мы увидим, что квартет состоит из четырёх частей. Первая часть никак не называется. Вместо названия стоит просто указание темпа - аллегро модерато, то есть не особенно быстро. Вторая часть называется «скерцо», третья - «ноктюрн», четвертая - снова без названия. Обычно называют последнюю часть финалом.
«Скерцо»- это значит «шутка», а «ноктюрном» называется произведение, музыка которого создаёт образы ночи, «ночная музыка». Вот видите,- значит, всё-таки хотя бы о двух частях мы с вами что-то знаем. Смотрите, музыканты подняли смычки. Начинается Второй квартет Бородина.
...Мягко запела виолончель. Сколько обаяния, сколько изящества в этой песенной, полной грациозного движения мелодии! Бережно, любовно приняла от виолончели эту мелодию скрипка, и музыка зазвучала светло и прозрачно. Затем снова, но уже низким, бархатным голосом её пропела виолончель и опять подхватила, понесла по залу звонкая скрипка. Голоса скрипки и виолончели пока ещё нигде не сливаются, они, словно соревнуются друг с другом, кто красивее разовьёт, распоёт эту мелодию. И трудно отдать кому-то предпочтение: каждый голос хорош по-своему. Вторая скрипка и альт аккомпанируют - мягко вплетают свои голоса, словно боятся каким-то неосторожно взятым звуком нарушить очарование пленительной мелодии. Это первая тема, первый музыкальный образ квартета.
Вторую тему начинает скрипка. Музыка более живая, чуть кокетливая, словно украшенная изящными орнаментами. Эта тема так же песенна, как и первая. Та же мелодичность, то же обаяние. Вся музыка первой части наполнена ласковой радостью, светом. То одну, то другую тему поют голоса скрипок, альта, виолончели. Они звучат по отдельности, сливаются в дуэте, в трио... Но вот последний раз скрипка и виолончель пропели вторую тему - и вступает альт. Он как бы останавливает это грациозное движение музыки. Тема альта - словно сказанная кем-то фраза. Не спетая, а именно сказанная. Ещё раз промелькнули кусочки, отрывочки первой темы... и всё кончилось. Удивительно жалко расставаться с этой прелестной музыкой!
Но начинается вторая часть, и мы уже в плену у новых музыкальных образов. Музыка шутливая, однако такая же изящная и нежная, как в первой части. Шаловливо, словно подтанцовывая, бежит лёгкая живая мелодия. Ведёт первая скрипка, остальные инструменты вплетают в этот лёгкий бег свои голоса.
Новый образ - чудесный вальс. Гибкая мелодия словно покачивается на волнах аккомпанемента, она движется более медленно, более плавно, чем первая. А первая, кажется, снова начинает свой шаловливый бег. Так и есть, мы снова слышим первую тему, первую мелодию скерцо.
Скерцо - шутка. И действительно, вся музыка этой части – это милая и добрая шутка, светлая, радостная шалость. Так радуются и шутят только очень юные, очень чистые и хорошие люди. Исполнители опустили смычки, скерцо кончилось.