Заключительная часть симфонии летит в будущее. Перед слушателями... раскрывается величественный мир идей и страстей. Ради этого стоит жить и стоит бороться. Не о счастьице, но о счастье теперь рассказывает могущественная тема человека. Вот — вы подхвачены светом, вы словно в вихре его... И снова покачиваетесь на лазурных волнах океана будущего. С возрастающим напряжением вы ожидаете... завершения огромного музыкального переживания. Вас подхватывают скрипки, вам нечем дышать, как на горных высотах, и вместе с гармонической бурей оркестра, в немыслимом напряжении вы устремляетесь в прорыв, в будущее, к голубым городам высшего устроения...» («Правда», 1942, 16 февраля).
В 4/4 можно написать в такте: две восьмые под ребро, ещё две восьмые под ребро, две шестнадцатые и одну восьмую под одно ребро и короткий пунктир (восьмая с точкой и шестнадцатая под одним ребром). В другом такте можно две восьмые, половинную ноту и четвертную паузу. В 3/4 можно написать в такте: длинный пунктир (четвертная с точкой и восьмая с хвостом), две восьмые. В другом такте одну четвертную и одну половинную. Или три четвертные. В 2/4 можно написать в такте: короткий пунктир (восьмая с точкой и шестнадцатая под одним ребром), две восьмые. В другом такте форшлаг с четвертной и две восьмые. Или две шестнадцатые с одной восьмой под ребро и ещё двумя шестнадцатыми и восьмой под одним ребром.
В 3/4 можно написать в такте: длинный пунктир (четвертная с точкой и восьмая с хвостом), две восьмые. В другом такте одну четвертную и одну половинную. Или три четвертные.
В 2/4 можно написать в такте: короткий пунктир (восьмая с точкой и шестнадцатая под одним ребром), две восьмые. В другом такте форшлаг с четвертной и две восьмые. Или две шестнадцатые с одной восьмой под ребро и ещё двумя шестнадцатыми и восьмой под одним ребром.