А.С. Пушкин – величайший поэт в мировой литературе, который родился в Москве в 1799 году. Его родители вели светский образ жизни и уделяли мало внимания воспитанию детей, поручив их гувернерам – иностранцам и крепостным слугам. Большое влияние на маленького Сашу имела его няня Арина Родионовна, которую он нежно любил. Няня была мастерицей рассказывать сказки, знала множество песен. Пушкину с детства полюбилось поэтическое народное творчество. В 1811 году он поступил в новооткрытый Царскосельский лицей. Вскоре Пушкин стал общепринятым лицейским поэтом. За время пребывания в лицее он написал больше ста стихотворений о русской природе, о любви и дружбе, о событиях Отечественной войны. Проведенные в лицее годы имели большое влияние на духовное развитие будущего поэта.
Закончив обучение, Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел. На время его увлекли светские развлечения, но он не прекращал своего поэтического творчества. В тяжелые годы политической реакции в Петербурге возникли тайные общества, целью которых стала борьба против крепостничества и самодержавия. Поэт разделял взгляды передовых людей и отразил их настроение в ряде стихотворений – «Деревня», «К Чаадаеву» и др. Одновременно Пушкин заканчивал поэму «Руслан и Людмила». Передовая публика встретила ее восторженно, а литературные критики, приверженцы классицизма, не одобряли язык и народно – сказочный сюжет поэмы, в основе которого была народная речь. Вольнолюбивые стихотворения поэта вызвали гнев Александра, и в 1820 году Пушкин был выслан на юг. Хотя ссылка официально была оформлена как перевод на службу в канцелярию. По возвращении из Крыма он направился в Кишинев, который был в то время центром движения декабристов. Революционное настроение Пушкина этого периода нашло отражение в ряде произведений («Узник», «Кинжал» и др.). В 1823 году поэту удалось перевестись в Одессу на должность чиновника канцелярии губернатора М. С. Воронцова. Однако начальник Пушкина невзлюбил и обвинил в небрежном отношении к службе. И в 1824 году пришло распоряжение выслать его в село Михайловское. Перед отъездом, прощаясь с морем, Пушкин написал стихотворение «К морю». Пребывая в селе Михайловском, поэт не переставал интересоваться политическими вопросами и размышлял о роли народа в жизни страны. Здесь Пушкин закончил поэму «Цыганы». В ней обозначился его переход от романтизма к реализму. В Михайловском поэт познакомился ближе с жизнью народа, полюбил его поэтическое творчество и написал около 100 лирических стихотворений, в том числе «Пророк», «Вакхическая песня» и др. В 1826 году, желая расположить к себе поэта, Николай возвратил его из ссылки, предложив стать его цензором. Но Пушкин не стал придворным поэтом и продолжал разделять убеждения декабристов. Эти настроения он отразил в стихотворениях «Анчар», «В Сибирь». В 1829 году Пушкин отправился на Кавказ, где развернулись военные действия, и провел несколько недель в действующей армии. Вернувшись в Москву, поэт сделал предложение известной красавице Наталии Гончаровой, которое было принято. Осенью Пушкин выехал в имение отца, село Болдино, чтобы упорядочить свои материальные дела перед женитьбой. Оставшись на всю осень в Болдине, из-за начавшейся эпидемии холеры, поэт пережил творческий подъем. Он закончил за три с половиной месяца роман в стихах «Евгений Онегин», написал четыре маленькие трагедии. Сюжеты трагедий взяты из жизни разных народов и в разные времена. В этих драматических произведениях поэт выявил глубокое знание человеческих сердец. После женитьбы Пушкин поселился в Петербурге, где возобновил службу в Коллегии иностранных дел. Чтобы иметь постоянное наблюдение за поэтом, царь ему младшее придворное звание, которое оскорбляло Пушкина и отнимало много времени. Между тем его волновали новые творческие замыслы. В 1833 году была написана повесть «Дубровский», поэма «Медный всадник», стихотворение «Осень» и другие произведения. В 1836 году Пушкин стал основателем журнала «Современник». Поэт был полон творческих сил. В высшем свете его не любили за свободолюбие и резкость суждений. Недоброжелатели Пушкина вызвали ссору поэта с французом Дантесом. В 1837 году на дуэли он был смертельно ранен. Через пару дней Пушкин умер. Тело поэта, по приказу царского правительства, было перевезено в Святогорский монастырь, где и был похоронен Пушкин.
ответВ опере немецкого композитора Маурисио Кагеля «Из Германии» («Aus Deutschland») в качестве персонажа на сцене появляется Франц Шуберт. В одном из эпизодов этого ироничного коллажа о романтическом подсознании немецкой культуры Шуберт, сидящей за роялем, с ужасом видит, что певцу, которому он аккомпанирует, становится плохо. Композитор печально произносит известную цитату из стихотворения Гейне «Отравой полны мои песни» и тоже падает на пол без чувств, в буквальном смысле «отравленный» своей музыкой. Плакать по нему приходит шарманщик.
Из всех песен Шуберта, «отравленных» печалью и меланхолией, конечно лидирующее место принадлежит вокальному циклу «Зимний путь», в котором сконцентрированы все ресурсы печального: романтические образы текстов Мюллера, гениальная и доступная музыка Шуберта, ореол предсмертного опуса и отражение в сюжете цикла трагического жизненного пути композитора. Как пишет Юлия Кристева в своей классической книге «Черное солнце. Депрессия и меланхолия», «писать о меланхолии имеет смысл, только если это идет от самой меланхолии»[1], а потому биографический фактор, физические и моральные страдании, пережитые Шубертом, становятся для слушателя так или иначе дополнительным выразительным средством.
«Зимнему пути» посвящено огромное количество исследований, касающихся музыкального языка, структуры цикла, образности, исторического контекста, – всего того, что объясняет, как претворяется меланхолическое в этом сочинении. Нас же интересует скорее обратный ракурс – взгляд на «Зимний Путь» как на символ и архетип меланхолии[2] в сегодняшнем искусстве, столь перегруженном своим что некое устойчивое понятие и его художественное выражение зачастую меняются местами.
«Зимний путь», органично сочетающий в себе и интимно-лирическую и социо-политическую тематику, оказался очень важным саднящим нервом музыкальной истории, снова и снова вызывающим к себе интерес. Удивительное количество аранжировок, композиторских интерпретаций, театральных постановок и отсылок к этому циклу в разных видах искусства (кино, литература, театр) позволяет думать о печальной актуальности для современного мира ощущения потерянности, одиночества и в некотором смысле безнадежности, о повальной зависимости от антидепрессантов и синдроме «хронической усталости». Разрушение иллюзий, смещение ценностей оборачивается даже не хаосом, а гнетущим вакуумом. Возрастает всеобщая подавленность и тревожность, нагнетаемая экономическими и политическими кризисами и истеричными СМИ, подробно обсуждающими каждый катаклизм на другом конце света, переживаемый нами уже почти на личном уровне. Не случайно планета, которая угрожает Земле в нашумевшем фильме Ларса фон Триера, называется именно Меланхолией, что выводит проблему уже на космический уровень: «неотвратимость, с которой планета Меланхолия приближается к Земле, обессмысливает происходящее на ней в той же мере, в какой меланхолия одной из главных героинь обесценивает происходящее в социальном окружении»[3].
Безусловно, другим символическим прочтением «Зимнего пути» является понимание этого путешествия как странствия за пределы жизни, идет ли речь о невозможности приятия смысла жизни или о реальном финале жизненного пути, физическом уходе. Лирический герой Шуберта, пускающийся в первом же номере цикла в долгое путешествие, сразу оказывается в зоне безвременья, поскольку все «реальные» события его жизни произошли до начала цикла и путешественник «застрял» в пространстве между жизнью и смертью. «Страннику, идущему по кругу, не продвигаясь вперед, открывается эксцентрический характер этой области, каждая точка которой находится на одинаковом расстоянии от центра: все развитие в ней — иллюзия, первый шаг столь же близок к смерти, как последний, и странник проходит, кружась по разбросанным точкам местности, но саму ее не покидает»[4]. Именно отсутствие окончательной трагедии, смерти героя, как таковой, выводит на первый план факт осознания и приятия ее неизбежности, когда бы она ни наступила. Как пишет Юлия Кристева, «на границе жизни и смерти меня иногда охватывает горделивое ощущение, что я – свидетель бессмыслицы Бытия, откровения абсурдности всех связей и существ»[5].
Стоит сразу оговориться, что количество художественных обращений к циклу «Зимний путь» столь велико, что нет возможности и необходимости рассматривать все их подробно. Одним только музыкальным аранжировкам, обработкам и композиторским интерпретациям посвящен двухтомный труд немецкого музыковеда Райнера Нонненмана «Зимний путь. Композиторские пути от и к вокальному циклу Шуберта на протяжении двух столетий»[6]. В этой работе Нонненман дает подробный музыкальный анализ всех сочинений, имеющих отношение к «Зимнему пути», от Листа до Цендера, рассматривает исторические и стилевые диалоги, переплетения, осознанные противопоставления и контрапункты.:
В 1811 году он поступил в новооткрытый Царскосельский лицей. Вскоре Пушкин стал общепринятым лицейским поэтом. За время пребывания в лицее он написал больше ста стихотворений о русской природе, о любви и дружбе, о событиях Отечественной войны. Проведенные в лицее годы имели большое влияние на духовное развитие будущего поэта.
Закончив обучение, Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел. На время его увлекли светские развлечения, но он не прекращал своего поэтического творчества. В тяжелые годы политической реакции в Петербурге возникли тайные общества, целью которых стала борьба против крепостничества и самодержавия. Поэт разделял взгляды передовых людей и отразил их настроение в ряде стихотворений – «Деревня», «К Чаадаеву» и др. Одновременно Пушкин заканчивал поэму «Руслан и Людмила». Передовая публика встретила ее восторженно, а литературные критики, приверженцы классицизма, не одобряли язык и народно – сказочный сюжет поэмы, в основе которого была народная речь.
Вольнолюбивые стихотворения поэта вызвали гнев Александра, и в 1820 году Пушкин был выслан на юг. Хотя ссылка официально была оформлена как перевод на службу в канцелярию.
По возвращении из Крыма он направился в Кишинев, который был в то время центром движения декабристов. Революционное настроение Пушкина этого периода нашло отражение в ряде произведений («Узник», «Кинжал» и др.).
В 1823 году поэту удалось перевестись в Одессу на должность чиновника канцелярии губернатора М. С. Воронцова. Однако начальник Пушкина невзлюбил и обвинил в небрежном отношении к службе. И в 1824 году пришло распоряжение выслать его в село Михайловское. Перед отъездом, прощаясь с морем, Пушкин написал стихотворение «К морю».
Пребывая в селе Михайловском, поэт не переставал интересоваться политическими вопросами и размышлял о роли народа в жизни страны. Здесь Пушкин закончил поэму «Цыганы». В ней обозначился его переход от романтизма к реализму.
В Михайловском поэт познакомился ближе с жизнью народа, полюбил его поэтическое творчество и написал около 100 лирических стихотворений, в том числе «Пророк», «Вакхическая песня» и др.
В 1826 году, желая расположить к себе поэта, Николай возвратил его из ссылки, предложив стать его цензором. Но Пушкин не стал придворным поэтом и продолжал разделять убеждения декабристов. Эти настроения он отразил в стихотворениях «Анчар», «В Сибирь».
В 1829 году Пушкин отправился на Кавказ, где развернулись военные действия, и провел несколько недель в действующей армии. Вернувшись в Москву, поэт сделал предложение известной красавице Наталии Гончаровой, которое было принято. Осенью Пушкин выехал в имение отца, село Болдино, чтобы упорядочить свои материальные дела перед женитьбой.
Оставшись на всю осень в Болдине, из-за начавшейся эпидемии холеры, поэт пережил творческий подъем. Он закончил за три с половиной месяца роман в стихах «Евгений Онегин», написал четыре маленькие трагедии. Сюжеты трагедий взяты из жизни разных народов и в разные времена. В этих драматических произведениях поэт выявил глубокое знание человеческих сердец.
После женитьбы Пушкин поселился в Петербурге, где возобновил службу в Коллегии иностранных дел. Чтобы иметь постоянное наблюдение за поэтом, царь ему младшее придворное звание, которое оскорбляло Пушкина и отнимало много времени. Между тем его волновали новые творческие замыслы. В 1833 году была написана повесть «Дубровский», поэма «Медный всадник», стихотворение «Осень» и другие произведения.
В 1836 году Пушкин стал основателем журнала «Современник». Поэт был полон творческих сил. В высшем свете его не любили за свободолюбие и резкость суждений. Недоброжелатели Пушкина вызвали ссору поэта с французом Дантесом. В 1837 году на дуэли он был смертельно ранен. Через пару дней Пушкин умер. Тело поэта, по приказу царского правительства, было перевезено в Святогорский монастырь, где и был похоронен Пушкин.
ответВ опере немецкого композитора Маурисио Кагеля «Из Германии» («Aus Deutschland») в качестве персонажа на сцене появляется Франц Шуберт. В одном из эпизодов этого ироничного коллажа о романтическом подсознании немецкой культуры Шуберт, сидящей за роялем, с ужасом видит, что певцу, которому он аккомпанирует, становится плохо. Композитор печально произносит известную цитату из стихотворения Гейне «Отравой полны мои песни» и тоже падает на пол без чувств, в буквальном смысле «отравленный» своей музыкой. Плакать по нему приходит шарманщик.
Из всех песен Шуберта, «отравленных» печалью и меланхолией, конечно лидирующее место принадлежит вокальному циклу «Зимний путь», в котором сконцентрированы все ресурсы печального: романтические образы текстов Мюллера, гениальная и доступная музыка Шуберта, ореол предсмертного опуса и отражение в сюжете цикла трагического жизненного пути композитора. Как пишет Юлия Кристева в своей классической книге «Черное солнце. Депрессия и меланхолия», «писать о меланхолии имеет смысл, только если это идет от самой меланхолии»[1], а потому биографический фактор, физические и моральные страдании, пережитые Шубертом, становятся для слушателя так или иначе дополнительным выразительным средством.
«Зимнему пути» посвящено огромное количество исследований, касающихся музыкального языка, структуры цикла, образности, исторического контекста, – всего того, что объясняет, как претворяется меланхолическое в этом сочинении. Нас же интересует скорее обратный ракурс – взгляд на «Зимний Путь» как на символ и архетип меланхолии[2] в сегодняшнем искусстве, столь перегруженном своим что некое устойчивое понятие и его художественное выражение зачастую меняются местами.
«Зимний путь», органично сочетающий в себе и интимно-лирическую и социо-политическую тематику, оказался очень важным саднящим нервом музыкальной истории, снова и снова вызывающим к себе интерес. Удивительное количество аранжировок, композиторских интерпретаций, театральных постановок и отсылок к этому циклу в разных видах искусства (кино, литература, театр) позволяет думать о печальной актуальности для современного мира ощущения потерянности, одиночества и в некотором смысле безнадежности, о повальной зависимости от антидепрессантов и синдроме «хронической усталости». Разрушение иллюзий, смещение ценностей оборачивается даже не хаосом, а гнетущим вакуумом. Возрастает всеобщая подавленность и тревожность, нагнетаемая экономическими и политическими кризисами и истеричными СМИ, подробно обсуждающими каждый катаклизм на другом конце света, переживаемый нами уже почти на личном уровне. Не случайно планета, которая угрожает Земле в нашумевшем фильме Ларса фон Триера, называется именно Меланхолией, что выводит проблему уже на космический уровень: «неотвратимость, с которой планета Меланхолия приближается к Земле, обессмысливает происходящее на ней в той же мере, в какой меланхолия одной из главных героинь обесценивает происходящее в социальном окружении»[3].
Безусловно, другим символическим прочтением «Зимнего пути» является понимание этого путешествия как странствия за пределы жизни, идет ли речь о невозможности приятия смысла жизни или о реальном финале жизненного пути, физическом уходе. Лирический герой Шуберта, пускающийся в первом же номере цикла в долгое путешествие, сразу оказывается в зоне безвременья, поскольку все «реальные» события его жизни произошли до начала цикла и путешественник «застрял» в пространстве между жизнью и смертью. «Страннику, идущему по кругу, не продвигаясь вперед, открывается эксцентрический характер этой области, каждая точка которой находится на одинаковом расстоянии от центра: все развитие в ней — иллюзия, первый шаг столь же близок к смерти, как последний, и странник проходит, кружась по разбросанным точкам местности, но саму ее не покидает»[4]. Именно отсутствие окончательной трагедии, смерти героя, как таковой, выводит на первый план факт осознания и приятия ее неизбежности, когда бы она ни наступила. Как пишет Юлия Кристева, «на границе жизни и смерти меня иногда охватывает горделивое ощущение, что я – свидетель бессмыслицы Бытия, откровения абсурдности всех связей и существ»[5].
Стоит сразу оговориться, что количество художественных обращений к циклу «Зимний путь» столь велико, что нет возможности и необходимости рассматривать все их подробно. Одним только музыкальным аранжировкам, обработкам и композиторским интерпретациям посвящен двухтомный труд немецкого музыковеда Райнера Нонненмана «Зимний путь. Композиторские пути от и к вокальному циклу Шуберта на протяжении двух столетий»[6]. В этой работе Нонненман дает подробный музыкальный анализ всех сочинений, имеющих отношение к «Зимнему пути», от Листа до Цендера, рассматривает исторические и стилевые диалоги, переплетения, осознанные противопоставления и контрапункты.:
Объяснение:
Это максимально коротко.