мюзикл эндрю ллойд-уэббера cats — еще одно доказательство того, что музыкальное шоу можно сделать из чего угодно. основой для cats послужил цикл детских стихов т.с. элиота «книга старого опоссума о практичных кошках» (old possum's book of practical cats), опубликованный в 1939 году в .
на первый взгляд, сборник ироничных зарисовок кошачьих характеров и привычек, за которыми легко угадываются различные человеческие типажи, может показаться второстепенным произведением на фоне остального творчества писателя, награжденного в 1948 году нобелевской премией за новаторство в . однако сам элиот относился к «опоссуму» со всей серьезностью, и тот факт, что мюзикл был написан с благословения вдовы писателя, валери, свидетельствует о многом. более того, т. с. элиот был посмертно удостоен тони за лучшее либретто мюзикла. таким образом, cats, «старый опоссум» получил свое второе рождение.
Выше мы видели, что женитьба героя когда-то составляла один из главнейших сюжетов эпоса. это заставляет нас поставить вопрос о былинах, в которых поется о сватовстве. число таких былин довольно значительно. ближайшее рассмотрение их покажет, что в них сталкиваются две идеологии: старая идеология распада родового строя, при котором сватовство героизировалось, и новая идеология, идеология государства, которая такую героизацию отвергает. в этом основной конфликт, пронизывающий все былины о сватовстве. подобно тому как государство не есть развитие родового строя, хотя оно и возникает на его почве, так и художественное творчество новой эпохи не есть продолжение творчества предыдущей эпохи, хотя оно в начале своего развития и связано с ним. оно представляет собой качественно новое образование. былины о сватовстве мы располагаем в условно-хронологическом порядке, начиная с тех, которые содержат наиболее древние элементы или прослойки. к таким относится былина о садко. правда, в той ее форме, в какой былина дошла до нас, сватовство — не главный ее мотив. что садко сватается к дочери морского царя в настоящее время не составляет основного содержания песни. но можно показать, что этот мотив составляет древнейший стержень песни, который позднее был видоизменен и оброс подробностями, почерпнутыми из жизни древнего новгорода, и это дает нам право отнести былину о садко к песням о сватовстве. былина о садко принадлежит к лучшим и интереснейшим в эпосе. в некоторых своих частях (встреча садко с морским царем) она весьма архаична, в других она отражает позднейшую реально- обстановку древнего новгорода. древнейший период у нас принято называть киевским периодом. не следует, однако, забывать, что, как говорит акад. греков, «киевское государство, или держава рюриковичей, образовалось из слияния двух восточно-славянских государств — собственно киевского и новгородского». из них новгородское должно быть признано более древним. таким образом, признание именно новгородской былины одной из древнейших в эпосе само по себе не противоречит данным. былина о садко не только «докиевская», но и «доновгородская». основные слагаемые этой былины древнее новгорода. но новгородская русь придала этим слагаемым такую форму и вложила в них такой смысл и такое содержание, что былина о садко в дошедшей до нас форме должна быть признана созданием уже новгорода
мюзикл эндрю ллойд-уэббера cats — еще одно доказательство того, что музыкальное шоу можно сделать из чего угодно. основой для cats послужил цикл детских стихов т.с. элиота «книга старого опоссума о практичных кошках» (old possum's book of practical cats), опубликованный в 1939 году в .
на первый взгляд, сборник ироничных зарисовок кошачьих характеров и привычек, за которыми легко угадываются различные человеческие типажи, может показаться второстепенным произведением на фоне остального творчества писателя, награжденного в 1948 году нобелевской премией за новаторство в . однако сам элиот относился к «опоссуму» со всей серьезностью, и тот факт, что мюзикл был написан с благословения вдовы писателя, валери, свидетельствует о многом. более того, т. с. элиот был посмертно удостоен тони за лучшее либретто мюзикла. таким образом, cats, «старый опоссум» получил свое второе рождение.