История свирели начинается еще с древних времен. Это выполненный из дерева духовой музыкальный инструмент, похожий на продольную флейту, пользоваться которым на Руси начали еще в древности. Досконально изучить русскую свирель еще не получилось. Соотнести свистковые инструменты нашего времени с древнерусскими названиями, специалисты пытаются уже давно. Среди упоминаний летописцами видов инструментов, наиболее часто встречаются три: цевница, сопель и свирель.
Несмотря на то, что свирель причисляется к древнерусским инструментам, ее аналоги существуют и у множества других народов. Потому, украинскую «сопилку» можно считать двоюродной сестрой ирландского тин-вистла. История этого инструмента имеет сказочные, даже мифологические корни. По преданию, Лель, сын славянской богини любви Лады играл на свирели из прутиков березы.
Первая свирель, найденная археологами, датируется 6-м веком, вторую относят к началу 15-го, из чего вполне можно сделать вывод, что данный инструмент является достаточно древним, однако изучение его происхождения еще не полностью завершено.
Многие ценят свирель, как впрочем, и подобные ей инструменты, например, тот же вистл либо продольную флейту за поистине колоритное, фольклорное звучание, наполненное обертонами, которое словно относит нас все дальше и дальше, в волшебный мир, наполненный опасными приключениями, отважными героями, невиданной красоты принцессами и, безусловно, чудесами. Звук свирели чарует, ведь неспроста же вышеупомянутый Лель использовал этот прекрасный инструмент для привлечения прекрасного пола.
Игра на данном инструменте не требует особых навыков, достаточно лишь открывать расположенные на свирели отверстия. В итоге получается звукоряд. К слову, при неполном перекрытии музыкант может получить хроматический звук, хоть в целом звучание инструмента характеризуется как диатоническое.
Кстати, помимо Леля, свирель также ассоциируется с богами Гермесом и Паном, причем последний, по легенде, является невольным создателем пан-флейты. Так и не найдя возлюбленную, превращенную в камыш, Пан создал своеобразную свирель из нескольких трубочек, которая, впоследствии озвучила мелодию его тоски по утраченной любви.
История свирели начинается еще с древних времен. Это выполненный из дерева духовой музыкальный инструмент, похожий на продольную флейту, пользоваться которым на Руси начали еще в древности. Досконально изучить русскую свирель еще не получилось. Соотнести свистковые инструменты нашего времени с древнерусскими названиями, специалисты пытаются уже давно. Среди упоминаний летописцами видов инструментов, наиболее часто встречаются три: цевница, сопель и свирель.
Первая свирель, найденная археологами, датируется 6-м веком, вторую относят к началу 15-го, из чего вполне можно сделать вывод, что данный инструмент является достаточно древним, однако изучение его происхождения еще не полностью завершено.
Многие ценят свирель, как впрочем, и подобные ей инструменты, например, тот же вистл либо продольную флейту за поистине колоритное, фольклорное звучание, наполненное обертонами, которое словно относит нас все дальше и дальше, в волшебный мир, наполненный опасными приключениями, отважными героями, невиданной красоты принцессами и, безусловно, чудесами. Звук свирели чарует, ведь неспроста же вышеупомянутый Лель использовал этот прекрасный инструмент для привлечения прекрасного пола.
Игра на данном инструменте не требует особых навыков, достаточно лишь открывать расположенные на свирели отверстия. В итоге получается звукоряд. К слову, при неполном перекрытии музыкант может получить хроматический звук, хоть в целом звучание инструмента характеризуется как диатоническое.
Кстати, помимо Леля, свирель также ассоциируется с богами Гермесом и Паном, причем последний, по легенде, является невольным создателем пан-флейты. Так и не найдя возлюбленную, превращенную в камыш, Пан создал своеобразную свирель из нескольких трубочек, которая, впоследствии озвучила мелодию его тоски по утраченной любви.