Очень яркий пример музыкального контраста дан в пьесе М. Мусоргского «Два еврея, богатый и бедный» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Контраст заложен уже в самом названии – богатый и бедный. Музыка этой пьесы рисует характеры двух очень разных людей. Образ первого – богатого – отличает уверенное, громкое, важное звучание. Второй – бедный – изображён жалкой, просящей, суетливой интонацией. Неравенство образов выражается и в том, что богатый оказывается сильнее. Его музыкальная тема поглощает тему бедного и завершает пьесу не просто уверенно, а победоносно. Эта сценка производит столь зримое впечатление, что становится понятной яркая выразительность музыкального контраста
ЭТЮДОМ НАЗЫВАЕТСЯ ПЬЕСА, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ИГРЫ НА ТОМ ИЛИ ИНОМ ИНСТРУМЕНТЕ. ЭТЮДЫ Ф. ЛИСТА ИМЕННО СЛУЖАТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ. ЭТО ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, МАСШТАБНЫЕ, ГЛУБОКИЕ, ПОД СИЛУ ЛИШЬ ОЧЕНЬ ОРОШИМ ПИАНИСТАМ.
ЭТЮДЫ Ф. ШОПЕНА ТОЖЕ СТАВЯТ ПЕРЕД СОБОЙ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ В РАЗВИТИИ ПИАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ. В ТВОРЧЕСТВЕ ШОПЕНА ЭТЮДЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ГЛУБОКИЕ ПО МЫСЛИ КОНЦЕРТНЫЕ ПЬЕСЫ, КОТОРЫЕ ВСТАЛИ В ОДИН РЯД С ЕГО , СКЕРЦО И ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ. ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ПОЭТИЧНОСТЬЮ, МЯГКОСТЬЮ, ЗАДУШЕВНОСТЬЮ, НАПЕВНОСТЬЮ.
ЭТЮДОМ НАЗЫВАЕТСЯ ПЬЕСА, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ИГРЫ НА ТОМ ИЛИ ИНОМ ИНСТРУМЕНТЕ. ЭТЮДЫ Ф. ЛИСТА ИМЕННО СЛУЖАТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ. ЭТО ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, МАСШТАБНЫЕ, ГЛУБОКИЕ, ПОД СИЛУ ЛИШЬ ОЧЕНЬ ОРОШИМ ПИАНИСТАМ.
ЭТЮДЫ Ф. ШОПЕНА ТОЖЕ СТАВЯТ ПЕРЕД СОБОЙ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ В РАЗВИТИИ ПИАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ. В ТВОРЧЕСТВЕ ШОПЕНА ЭТЮДЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ГЛУБОКИЕ ПО МЫСЛИ КОНЦЕРТНЫЕ ПЬЕСЫ, КОТОРЫЕ ВСТАЛИ В ОДИН РЯД С ЕГО , СКЕРЦО И ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ. ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ПОЭТИЧНОСТЬЮ, МЯГКОСТЬЮ, ЗАДУШЕВНОСТЬЮ, НАПЕВНОСТЬЮ.