Друзі! Сьогодні у мене підсумкова робота за семестр! До ть будь ласка, я віддячу вами ів!
I. Пригадайте те, про що ми дізналися на уроках, та дайте відповіді на запитання.
З ким «товаришує» музика? Що між ними спільного?
Що таке народна пісня? Які ви знаєте народні пісні? Розкажіть про їхні різновиди.
Розкажіть про різновиди професійної музики.
Які інструменти ви знаєте? Розкажіть про особливості їхнього звучання.
Як називаються інструментальні колективи з різною кількістю виконавців? Назвіть
різновиди оркестрів.
Пригадайте форми вокальної музики. Як називаються голоси та вокальні колективи?
II. Питання до теми «Взаємодія музики з іншими видами мистецтва»
1. Музика об'єднує такі види мистецтва, як театр, кіно, цирк, хореографія, та має такі
спільні риси:
Мистецькі образи
Текст
Сюжет
2. Музика без назви, написана в певному жанрі та формі, називається:
Непрограмною
Інструментальною
Програмною
3. Фортепіанну сюїту, що складається з 10 п'єс та інтермедій за мотивами картин Віктора
Гартмана, написав композитор:
О. Бородін
М. Мусоргський
М. Глінка
4. Вид сценічного мистецтва, що відображає життя в сценічній дії, яку виконують актори
перед глядачами:
Театр
Кіно
Цирк
5. Фотографічна зйомка, анімація, кінозображення та монтаж поєднуються в:
Театрі
Цирку
Кіно
6. Приміщення, де відбуваються видовища, які супроводжуються музичною ексцентрикою,
демонструють силу й відвагу артистів:
Театральна сцена
Циркова арена
Кіномайданчик
7. Актори, котрі з XI ст. виступали на території сучасної України в ярмаркових балаганах з
жонглерами та циганами з ведмедями, називалися:
Музикантами
Атлетами
Скоморохами
8. Музику до кінофільму «Гостя із майбутнього» написав композитор:
Ю. Чичков
Є. Крилатов
Р. Паулс
ЗАРАННЯ ДЯКУЮ!
В сезоне 2019 года на сцене Театра оперы и балета города Красноярск будет представлен известный во всем мире балет "Кармина Бурана".
Карл Орф (1895—1982) – выдающийся немецкий композитор, вошедший в историю как смелый реформатор традиционных жанров. Свою главную задачу композитор видел в создании новых сценических форм. Эксперименты и поиски привели его к современному драматическому театру, а также к мистериям, карнавальным представлениям, народному уличному театру, итальянской комедии масок.
Сценические произведения композитора разнообразны по жанрам и тематике. Герои музыкальных сказок («Луна», «Умница») «соседствуют» в его творчестве с трагическими образами античной трилогии («Антигона», «Царь Эдип», «Прометей»), а патетика божественных мистерий («Воскрешение Христа», «Чудо рождения младенца», «Мистерия в конце времени») созвучна духу драмы-оратории «Бернауэрин».
Карл Орф, по его собственному признанию, всегда был «человеком театра». Его оригинальный подход к драматургии спектакля, неповторимость и свежесть музыкального языка позволяют говорить о необыкновенно смелом художнике, создавшем новый «мир», главное в котором – синтез музыки, поэзии и действия.
Сценическая кантата «Кармина Бурана» занимает в творчестве Карла Орфа особое место. Это произведение, обозначившее переломный этап в жизни композитора, стало для него «вторым рождением».
Рукописный сборник, заинтересовавший Орфа, был составлен около 1300 года, а найден в начале XIX века. «Бойернские песни» (таков перевод слов «Carmina Burana») являются памятником светского искусства эпохи Возрождения. В основном, это стихи странствующих поэтов-музыкантов — так называемых вагантов, голиардов, миннезингеров. Тематика сборника весьма разнообразна. Здесь соседствуют пародийно-сатирические, любовные, застольные песни. Из них Орф выбрал 24 стихотворных текста, оставив неприкосновенными старонемецкий и латинский языки.
Впервые «Кармина Бурана» была исполнена в июне 1937 года во Франкфурте-на-Майне, начав триумфальное шествие по всей Европе. На протяжении шестидесяти лет она остается одним из самых популярных произведений в мировом репертуаре.
Чаще всего произведение предстает перед зрителем либо в концертном исполнении без участия танцующих артистов, либо как бессюжетный балет, исполняемый под фонограмму. Причин этому несколько. Во-первых, очень трудно соединить оперное и балетное искусство, столь близкие и столь далекие друг от друга. Во-вторых, для полновесного театрального спектакля требуется, как минимум, два акта. Найти же музыкально-сценическое произведение, органично сочетающееся с сочинением Орфа, чрезвычайно трудно. Все это и делает непростой сценическую «жизнь» «Кармины Бураны».
На красноярской сцене в концертном исполнении кантата прозвучала в декабре 1997 года, и уже тогда возник замысел сценической версии этого произведения. Александр Полубенцев, выступив в роли режиссера и хореографа, создал оригинальную версию произведения под названием «Кармина Бурана, или Колесо Фортуны», в редком для театра жанре мистерии. (Мистерия (с греч. «таинство») – вид западно-европейского средневекового музыкального представления, в котором религиозная мистика сочеталась с житейским реализмом, где мирские песни и танцы сочетались с литургическими песнопениями).
Сценическая постановка сочинения Орфа в Красноярском государственном театре оперы и балета является первой в России.
СОЗДАТЕЛИ СПЕКТАКЛЯ:
«Перед драматургом и хореографом, обратившимся к «Кармине Буране», возникает ряд сложнейших проблем. Первая из них — соединение в органичное целое балета, хора, певцов-солистов, артистов миманса. Вторая — создание двухактной версии произведения Орфа, не нуждающейся в каком-либо дополнении. Именно для этого последовательность номеров была изменена, а некоторые из них повторены несколько раз, став основными лейттемами спектакля. За основу своего замысла я взял «Колесо Фортуны» — символ движения от низшего к высшему, знак вращающегося круга, лик которого определяет судьбы людей. И хотя оно несет на себе отпечаток бессилия перед судьбой, все же спектакль раскрывает величие человеческого духа».
Александр Полубенцев