Изменения в содержании: симфония, и опера в эпоху романтизма приобретают лирический характер. Несмотря на свои значительные масштабы, они, как и миниатюры, могут служить лирическим высказыванием автора. Побудительный мотив для их создания часто автобиографичен – это уже не заказ со стороны богатого вельможи или придворного театра (как в 18 в.), а желание выразить себя и свое отношения к мируИзменения в форме: лирическая природа творчества романтиков привела их к идее свободы творческого выражения и, следовательно, свободы формы. Между тем, формы симфонии, и опера в предыдущую эпоху (классицизма) приобрели классическую определенность (например, симфония – обязательно в 4-х чч., в опере – обязательное чередование речитативов и арий). Романтики смело нарушали традиционные каноны, создавая индивидуальные варианты форм.
Натуральный: си♭-до-ре-ми♭-фа-соль-ля-си♭
Гармонический: си♭-до-ре-ми♭-фа-соль♭-ля-си♭
Мелодический: си♭-до-ре-ми♭-фа-соль-ля-си♭-ля♭-соль♭-фа-ми♭-ре-до-си♭
Дважды гармонический: си♭-до♭-ре-ми♭-фа-соль♭-ля-си♭
Ангемитоновый (пентатоника): си♭-до-ре-фа-соль
g-moll, 2♭
Натуральный: соль-ля-си♭-до-ре-ми♭-фа-соль
Гармонический: соль-ля-си♭-до-ре-ми♭-фа#-соль
Мелодический: соль-ля-си♭-до-ре-ми♮-фа#-соль-фа♮-ми♭-ре-до-си♭-ля-соль
Дважды гармонический: соль-ля-си♭-до#-ре-ми♭-фа#-соль
Пентатоника: соль-си♭-до-ре-фа