фрагменты из мюзикла Л.Бернстайна "Вестсайдская история" (Сцена драки. Мамба. Дуэт Тони и Марии). 2) Определите ВИД ИСПОЛНЕНИЯ музыки в данных фрагментах. 3) ответы ЗАПИШИТЕ в тетради.
Соната была написана в 1801 и опубликована в 1802 году. Это период, когда Бетховен всё больше жаловался на ухудшение слуха, однако продолжал пользоваться популярностью в венском высшем обществе и имел множество учеников и учениц в аристократических кругах. 16 ноября 1801 года он писал своему другу Францу Вегелеру в Бонн: «Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною. В эти два года было несколько волшебных моментов и впервые я чувствовал, что женитьба может сделать человека счастливым».
Считается, что «чудесной девушкой» была ученица Бетховена, 17-летняя графиня Джульетта Гвиччарди, которой он посвятил вторую сонату Opus 27 или «Лунную сонату» (Mondscheinsonate).
Наверное, все слышали бессмертное творение немецкого композитора Людвига ван Бетховена «Лунную сонату». Кого-то трагические размеренные звуки расслабляют, кого-то заставляют плакать, кого-то вгоняют в транс, но не оставляют равнодушным ни одного человека. И это не удивительно, ведь создано было чудесное произведение благодаря таким сильным чувствам, как любовь, страдание и надежда.
Название сонаты “Лунная” принадлежит не Бетховену. Так ее уже после смерти композитора в 1832 году окрестил немецкий поэт Людвиг Рельштаб. Ему представилось, что Бетховен в первой части звуками запечатлел образ люцернского озера тихой лунной ночью. Но нет никаких исторических
доказательств того, что Бетховен именно это имел в виду. Вообще любые произвольные ассоциации в музыке всегда несколько неправомерны.
Существует такое понятие: программная музыка. Это музыка, которая опирается на некую словесную программу, созданную самим композитором. Это может быть совсем короткая программа, заключающаяся в одном названии, например, "Послеполуденный отдых фавна" Дебюсси или "Картинки с выставки" Мусоргского, где каждая пьеса как бы изображает некую картину.
А может быть и развёрнутая программа типа оперного либретто, как, например, "Фантастическая симфония" Берлиоза.
Программная музыка была очень популярна среди композиторов-романтиков, таких, как Лист, Берлиоз, Шуман.
Но бетховенская "Лунная соната" не является программным произведением, и название её совершенно произвольно.
“Лунная соната” Бетховена - соната для фортепиано № 14, до-диез минор, opus 27, № 2 “quasi una Fantasia”, т.е. "в духе фантазии".
Сочинена в 1800–1801, посвящена Джульетте Гвиччарди.Что значит “quasi una Fantasia”?
Дело в том, что соната – это не просто сочинение, а музыкальная форма, имеющая довольно строгую конструкцию.
Классическая соната чаще всего 3-х-частна, её первая часть тоже 3-х-частна, и имеет 2 ярко выраженные мелодические линии, контрастные друг другу: главную и побочную партии.
То, что мы знаем как "Лунную сонату" – это первая часть 14-й сонаты, написанная в свободной форме, без всякой 3-х-частности и без 2-х контрастных тем.
И в этом смысле “Лунная соната” – не соната. Она соната в том смысле, что состоит из трех частей, причем как раз в финале мы видим те самые принципы сонаты, о которых говорилось выше. В финале! Но не в первой части. В этом кроется причина того, что Бетховен, не желая вводить в заблуждение будущего потенциального покупателя своего произведения, предупреждает его ремаркой, что эта соната “вроде бы как фантазия”.
А мы все знаем как раз первую часть этой сонаты, о ней и ведём сейчас речь.
И вся музыка этой 1-й части – это скорбные, размеренные арпеджио (т.е. разложенные аккорды), одинокий мелодический голос, то взмывающий вверх, то как бы в отчаянии падающий.
Какова история создания этого бессмертного произведения?
В 1800 году Бетховен познакомился с аристократами Гвиччарди, приехавшими из Италии в Вену. Дочь почтенного семейства, шестнадцатилетняя Джульетта, с первого взгляда поразила композитора. Вскоре Бетховен стал давать девушке уроки игры на фортепиано, причем, совершенно бесплатно. Джульетта обладала неплохими музыкальными данными и схватывала на лету все его советы. Она была хороша собой, общительна и приветлива со своим 30-летним учителем.
Бетховен влюбился, искренне, со всей страстью своей натуры. Влюбился впервые, и душа его была полна чистой радостью и светлой надеждой. Он всерьез думает жениться на Джульетте, ведь она мила с ним и поощряет его чувства.
Но уже в то время, когда он пишет "Лунную сонату", его возлюбленная начинает отдавать предпочтение графу Галленбергу, который к тому же был бездарным композитором.
Она даже написала Бетховену письмо, в котором сообщала: «Я ухожу от одного гения к другому». Это был для Бетховена жестокий «двойной удар» – как мужчине и как музыканту.
Композитор в поисках одиночества,разрываемый чувствами отвергнутого влюбленного, три дня и три ночи бродил по лесу. Когда его нашли в чаще обессилевшим от голода, он даже не мог говорить...
Поэтому в музыке "Лунной сонаты" так много боли, гнева, отчаяния – та музыка, которую Бетховен хотел сделать храмом своей любви, превратилась в мавзолей этой любви…
В истории музыки мало найдется произведений, которые могут сравниться по популярности с “Лунной сонатой”. Кто и как только не при этот бетховенский шедевр – каждый для своих целей.
Есть очень много переложений и обработок этого произведения в разных стилях и жанрах, для разных инструментов.
Соната была написана в 1801 и опубликована в 1802 году. Это период, когда Бетховен всё больше жаловался на ухудшение слуха, однако продолжал пользоваться популярностью в венском высшем обществе и имел множество учеников и учениц в аристократических кругах. 16 ноября 1801 года он писал своему другу Францу Вегелеру в Бонн: «Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною. В эти два года было несколько волшебных моментов и впервые я чувствовал, что женитьба может сделать человека счастливым».
Считается, что «чудесной девушкой» была ученица Бетховена, 17-летняя графиня Джульетта Гвиччарди, которой он посвятил вторую сонату Opus 27 или «Лунную сонату» (Mondscheinsonate).
Наверное, все слышали бессмертное творение немецкого композитора Людвига ван Бетховена «Лунную сонату». Кого-то трагические размеренные звуки расслабляют, кого-то заставляют плакать, кого-то вгоняют в транс, но не оставляют равнодушным ни одного человека. И это не удивительно, ведь создано было чудесное произведение благодаря таким сильным чувствам, как любовь, страдание и надежда.
Название сонаты “Лунная” принадлежит не Бетховену. Так ее уже после смерти композитора в 1832 году окрестил немецкий поэт Людвиг Рельштаб. Ему представилось, что Бетховен в первой части звуками запечатлел образ люцернского озера тихой лунной ночью. Но нет никаких исторических
доказательств того, что Бетховен именно это имел в виду. Вообще любые произвольные ассоциации в музыке всегда несколько неправомерны.
Существует такое понятие: программная музыка. Это музыка, которая опирается на некую словесную программу, созданную самим композитором. Это может быть совсем короткая программа, заключающаяся в одном названии, например, "Послеполуденный отдых фавна" Дебюсси или "Картинки с выставки" Мусоргского, где каждая пьеса как бы изображает некую картину.
А может быть и развёрнутая программа типа оперного либретто, как, например, "Фантастическая симфония" Берлиоза.
Программная музыка была очень популярна среди композиторов-романтиков, таких, как Лист, Берлиоз, Шуман.
Но бетховенская "Лунная соната" не является программным произведением, и название её совершенно произвольно.
“Лунная соната” Бетховена - соната для фортепиано № 14, до-диез минор, opus 27, № 2 “quasi una Fantasia”, т.е. "в духе фантазии".
Сочинена в 1800–1801, посвящена Джульетте Гвиччарди.Что значит “quasi una Fantasia”?
Дело в том, что соната – это не просто сочинение, а музыкальная форма, имеющая довольно строгую конструкцию.
Классическая соната чаще всего 3-х-частна, её первая часть тоже 3-х-частна, и имеет 2 ярко выраженные мелодические линии, контрастные друг другу: главную и побочную партии.
То, что мы знаем как "Лунную сонату" – это первая часть 14-й сонаты, написанная в свободной форме, без всякой 3-х-частности и без 2-х контрастных тем.
И в этом смысле “Лунная соната” – не соната. Она соната в том смысле, что состоит из трех частей, причем как раз в финале мы видим те самые принципы сонаты, о которых говорилось выше. В финале! Но не в первой части. В этом кроется причина того, что Бетховен, не желая вводить в заблуждение будущего потенциального покупателя своего произведения, предупреждает его ремаркой, что эта соната “вроде бы как фантазия”.
А мы все знаем как раз первую часть этой сонаты, о ней и ведём сейчас речь.
И вся музыка этой 1-й части – это скорбные, размеренные арпеджио (т.е. разложенные аккорды), одинокий мелодический голос, то взмывающий вверх, то как бы в отчаянии падающий.
Какова история создания этого бессмертного произведения?
В 1800 году Бетховен познакомился с аристократами Гвиччарди, приехавшими из Италии в Вену. Дочь почтенного семейства, шестнадцатилетняя Джульетта, с первого взгляда поразила композитора. Вскоре Бетховен стал давать девушке уроки игры на фортепиано, причем, совершенно бесплатно. Джульетта обладала неплохими музыкальными данными и схватывала на лету все его советы. Она была хороша собой, общительна и приветлива со своим 30-летним учителем.
Бетховен влюбился, искренне, со всей страстью своей натуры. Влюбился впервые, и душа его была полна чистой радостью и светлой надеждой. Он всерьез думает жениться на Джульетте, ведь она мила с ним и поощряет его чувства.
Но уже в то время, когда он пишет "Лунную сонату", его возлюбленная начинает отдавать предпочтение графу Галленбергу, который к тому же был бездарным композитором.
Она даже написала Бетховену письмо, в котором сообщала: «Я ухожу от одного гения к другому». Это был для Бетховена жестокий «двойной удар» – как мужчине и как музыканту.
Композитор в поисках одиночества,разрываемый чувствами отвергнутого влюбленного, три дня и три ночи бродил по лесу. Когда его нашли в чаще обессилевшим от голода, он даже не мог говорить...
Поэтому в музыке "Лунной сонаты" так много боли, гнева, отчаяния – та музыка, которую Бетховен хотел сделать храмом своей любви, превратилась в мавзолей этой любви…
В истории музыки мало найдется произведений, которые могут сравниться по популярности с “Лунной сонатой”. Кто и как только не при этот бетховенский шедевр – каждый для своих целей.
Есть очень много переложений и обработок этого произведения в разных стилях и жанрах, для разных инструментов.