Шуман не случайно выбирает прогулки в лесу, как тематику своего цикла. Лес занимает особое место в творчестве немецких романтиков, к которым принадлежит композитор. В его цикле я узнаю не обычный, а заколдованный лес, полный волшебных существ, примерно такой же, как и в сказках братьев Гримм. "Прощание" (на немецком Abschied) - заключительное лирическое и спокойное высказывание. Оно навеивает легкую грусть, но светлую, а не тревожную. Мне кажется, что в цикле "Прощание" находится на своем месте, заканчивая череду впечатлений, которые испытывал человек, проходящий через волшебный лес. Но его можно играть и отдельно, это не уменьшает обояния шуманской музыки.
Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах, в их возникновении, развитии и взаимодействии.
Каким бы единым по настроению ни было музыкальное произведение, в нём всегда угадываются всевозможные перемены, сдвиги, контрасты. Появление новой мелодии, изменение ритмического или фактурного рисунка, смена раздела почти всегда означают возникновение нового образа, иногда близкого по содержанию, иногда - прямо противоположного.
Как в развитии жизненных событий, явлений природы или движений человеческой души редко бывает только одна линия, одно настроение, так и в музыке развитие основано на образном богатстве, вплетении различных мотивов, состояний и переживаний.
Каждый такой мотив, каждое состояние либо вносит новый образ, либо дополняет и обобщает основной.
Вообще в музыке редко встречаются произведения, основанные на одном-единственном образе. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию. Например, Двенадцатый этюд Скрябина, представляет очень цельный образ, хотя при внимательном прослушивании мы обязательно отметим его внутреннюю сложность, переплетение в нём различных состояний и средств музыкального развития.
Шуман не случайно выбирает прогулки в лесу, как тематику своего цикла. Лес занимает особое место в творчестве немецких романтиков, к которым принадлежит композитор. В его цикле я узнаю не обычный, а заколдованный лес, полный волшебных существ, примерно такой же, как и в сказках братьев Гримм. "Прощание" (на немецком Abschied) - заключительное лирическое и спокойное высказывание. Оно навеивает легкую грусть, но светлую, а не тревожную. Мне кажется, что в цикле "Прощание" находится на своем месте, заканчивая череду впечатлений, которые испытывал человек, проходящий через волшебный лес. Но его можно играть и отдельно, это не уменьшает обояния шуманской музыки.
Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах, в их возникновении, развитии и взаимодействии.
Каким бы единым по настроению ни было музыкальное произведение, в нём всегда угадываются всевозможные перемены, сдвиги, контрасты. Появление новой мелодии, изменение ритмического или фактурного рисунка, смена раздела почти всегда означают возникновение нового образа, иногда близкого по содержанию, иногда - прямо противоположного.
Как в развитии жизненных событий, явлений природы или движений человеческой души редко бывает только одна линия, одно настроение, так и в музыке развитие основано на образном богатстве, вплетении различных мотивов, состояний и переживаний.
Каждый такой мотив, каждое состояние либо вносит новый образ, либо дополняет и обобщает основной.
Вообще в музыке редко встречаются произведения, основанные на одном-единственном образе. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию. Например, Двенадцатый этюд Скрябина, представляет очень цельный образ, хотя при внимательном прослушивании мы обязательно отметим его внутреннюю сложность, переплетение в нём различных состояний и средств музыкального развития.
Точно так