Дань восхищенного уважения к Георгию Свиридову нашла отражение уже в самом названии концерта. «Любовь святая» – это хор из его музыки к трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович», написанной в 1973 г. Небольшая зарисовка «Повстречался сын с отцом» на слова Александра Прокофьева, с которой начнется первое отделение, входит в цикл Свиридова «Пять стихотворений на слова русских поэтов». В этом цикле композитор обращается и к советским поэтам Александру Прокофьеву и Сергею Орлову, и к своим любимым авторам-классикам Александру Пушкину и Сергею Есенину.
«Любовь святая» -- художественно наиболее обобщенное, яркое воплощение лирико-философского начала. «Молитва» оригинальное претворение характера культовых песнопений, «Покаянный стих» -- самобытная образно-стилистическая интерпретация песнопений калик перехожих, продолжающая традицию, которая ведет свое начало от оперы «Борис..Годунов»..Мусоргского.
Однажды в одной из русских деревень собрались мужики поле пахать. Лошадей накормили, сохи наладили заранее. Но почему то не заладилось у них дело. И лошадь не идет, и соха в земле застревает, и вообще тоскливо. Один из них, чтобы развеять скуку, решил историю рассказать. Как начал рассказывать, и лошадь пошла, и соха застревать перестала, и тоска развеялась. Когда закончился рассказ, мужики опять приуныли. Тогда другой парень вдруг запел, песен он не знал, поэтому начал петь про себя и про товарищей. Все его песню подхватили, а с песней и не заметили как работу закончили. Когда вернулись домой всем знакомым рассказали как им легко с песней работалось. Тогда и другие сочинять песни стали. А потом передавали их из уст в уста. Так (возможно!) появились народные песни.
Дань восхищенного уважения к Георгию Свиридову нашла отражение уже в самом названии концерта. «Любовь святая» – это хор из его музыки к трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович», написанной в 1973 г. Небольшая зарисовка «Повстречался сын с отцом» на слова Александра Прокофьева, с которой начнется первое отделение, входит в цикл Свиридова «Пять стихотворений на слова русских поэтов». В этом цикле композитор обращается и к советским поэтам Александру Прокофьеву и Сергею Орлову, и к своим любимым авторам-классикам Александру Пушкину и Сергею Есенину.
«Любовь святая» -- художественно наиболее обобщенное, яркое воплощение лирико-философского начала. «Молитва» оригинальное претворение характера культовых песнопений, «Покаянный стих» -- самобытная образно-стилистическая интерпретация песнопений калик перехожих, продолжающая традицию, которая ведет свое начало от оперы «Борис..Годунов»..Мусоргского.
Объяснени