ИМПРЕССИОНИЗМ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Музыка ближе всего к природе... В изобразительном искусстве есть направление, которое оказало большое влияние на музыку, — это импрессионизм (от французского слова imression — впечатление). Художники, работая на открытом воздухе, старались отразить в своих картинах мимолётные впечатления от реально существующего мира, добиваясь ощущения растворённости предметов в сверкающем солнечном свете, вибрации воздуха. Всё это порождало светлую, трепетную живопись. Клода Дебюсси (1862—1918), выдающегося французского композитора, называют основоположником импрессионизма в музыке. Его музыка часто основана на зрительных образах, наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. Влияние живописи на композитора было настолько велико, что многим своим сочинениям он дал названия, связанные с изобразительным искусством: «Эстампы», «Эскизы» и др. Понимание того, как оркестр может нарисовать живописные картины, пришло к К. Дебюсси во многом от русского композитора Н. Рим «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе» — так назвал К. Дебюсси одну из своих фортепианных прелюдий. Названия большинства прелюдий звучат как поэтические строки: «Что видел западный ветер», «Феи — восхитительные танцовщицы», «Затонувший собор», «Шаги на снегу», «Снег танцует», «Девушка с волосами цвета льна» и др. Известно, что тембровая красочность симфонической музыки связана со звучанием тех или иных инструментов оркестра. В фортепианной музыке К. Дебюсси в роли различных тембров выступают своеобразные, необычные сочетания звуков, аккордов — прозрачные, кружевные, невесомые гармонии. Наиболее близки музыке К. Дебюсси пастельные тона, акварельные краски. Частыми обозначениями характера исполнения в произведениях К. Дебюсси являются не указания темпа, а такие замечания, как «вполголоса», «шёпотом», «напевая»... Творчество К. Дебюсси интересно и тем, что он первым из европейских композиторов XX в. включил новые джазовые ритмы в классическую фортепианную музыку. В финале сюиты «Детский уголок» звучит «Кукольный кек-уок» — модный в начале века танец американских негров. Слово кек-уок в переводе с английского cake-walk означает шествие с пирогом (награда лучшему танцовщику). К. Дебюсси написал эту музыку под впечатлением от американского шоу в Париже, в котором загримированные белые актёры копировали произношение, жесты, пластику негров. Слушая пьесу К. Дебюсси, обрати внимание на то, как она создаёт музыкальный портрет маленького танцора. Главным выразительным средством становится синкопированный ритм — с неожиданными ударениями, акцентами на слабой доле, паузами вместо ожидаемых тонов. 1. В какой стране зародилось направление «импрессионизм»? 2. В каком виде искусства импрессионизм нашёл своё отражение? 3.Отметьте имена композиторов-импрессионистов. 4. Отметьте имена художников-импрессионистов.
Опять же причины возникновения могут быть самыми различными. Сначала выясняем причину, потом принимаем меры по её устранению.
Фальшивое пение может быть результатом простудного заболевания, болезни горла, заложенности носа. Понятное дело, что в таком состоянии не нужно петь, а нужно лечиться.
Физическая слабость, переутомление, мутация тоже могут стать причиной неточного интонирования в пении. Что нужно делать? Укреплять своё здоровье, заниматься спортом, грамотно планировать работу и отдых.
Другие причины, которые можно исправить в процессе обучения:
неразвитость музыкального слуха, отсутствие координации между слухом и голосом;
неправильное формирование звука, пение в низкой позиции;
небрежное исполнение, когда певец не старается петь идеально чисто.
Методы исправления.
Развивать общую музыкальность, музыкальный кругозор, слушать больше разнообразной хорошей музыки в профессиональном исполнении.
Развивать музыкальный слух: мелодический, гармонический, внутренний.
Учиться анализировать своё пение, контролировать, опираясь на свои внутренние ощущения, возникающие при пении.
Петь упражнения на стаккато в небыстром темпе (это очень действенный приём для исправления интонации).
Петь упражнения сначала с постоянным сопровождением инструмента (очень важно, чтобы инструмент был настроен!), затем чередовать пение с сопровождением и без него, а потом исполнять упражнения a cappella, т. е. без поддержки инструмента.
Только при пении a cappella можно научиться петь чисто, держаться в тональности. Этот приём развивает музыкальный слух и самоконтроль певца.