Итоговый тест по музлитературе (и будет оценка за год): 1. В группу деревянных духовых инструментов симфонического оркестра входят:
а) гобой, б) валторна, в) флейта, г) труба, д) кларнет, е) фагот
2. Прелюдии и фуги в «Хорошо темперированном клавире» И. С. Баха расположены
а) по тонам
б) по хроматизму
в) по тональностям квинтового круга
3. Родоначальник классической симфонии
а) Г. Ф. Гендель
б) И. С. Бах
в) Й. Гайдн
4. Рондо «в турецком стиле» В. Моцарта — это финал
а) симфонии соль минор
б) сонаты Ля мажор №11
в) симфонии «Юпитер»
5. Сочинение В. Моцарта, написанное на традиционный латинский текст и предназначенное для заупокойной службы
а) Месса
б) Пассионы
в) Реквием
6. Впервые в области симфонической музыки Л. Бетховен использовал хор и певцов-солистов в финале симфонии
а) №3
б) №9
в) №7
7. Франц Шуберт — представитель музыкального направления
а) классицизм
б) романтизм
в) импрессионизм
8. Какие из ниже перечисленных танцев являются польскими?
а) вальс
б) полонез
в) мазурка
г) лендлер
д) краковяк
9.Автор романсов «Мне грустно», «Мне минуло шестнадцать лет», «Старый капрал»
а) А. Гурилёв
б) А. Даргомыжский
в) С. Рахманинов
10. События конца 17 века (стрелецкие бунты против реформ Петра I, протест раскольников) нашли отражение в опере М. Мусоргского
а) «Сорочинская ярмарка»
б) «Хованщина»
в) «Борис Годунов»
12. Жанр оперы А. Бородина «Князь Игорь»
а) лирико-эпический
б) героико-драматический
в) психологическая драма
13. По поэме А. Пушкина «Полтава» написана опера П. Чайковского
а) «Пиковая дама»
б) «Орлеанская дева»
в) «Мазепа»
14. Основоположник первой русской консерватории
а) А. Г. Рубинштейн
б) М. А. Балакирев
в) Н. А. Римский-Корсаков
15. Юродивый, Варлаам, Пимен, Шуйский — персонажи оперы М. Мусоргского
а) «Хованщина»
б) «Борис Годунов»
в) «Женитьба»
16. С. Прокофьев — автор балетов
а) «Ромео и Джульетта»
б) «Спящая красавица»
в) «Лебединое озеро»
г) «Золушка»
17. «Что день грядущий мне готовит?» — текст
а) Арии Князя Игоря из одноименной оперы А. Бородина
б) Арии Ленского из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин»
в) Песни Леля из оперы Н. Римского –Корсакова «Снегурочка»
18. Кто из этих композиторов писал только для фортепиано?
а) Гуно
б) Шопен
в) Малер
г) Шуман
19. Кто из этих композиторов написал музыку к драме Ибсена «Пер Гюнт»?
а) Шопен
б) Берлиоз
в) Григ
г) Шуман
20. Какая из этих опер написана на сюжет Пушкина?
а) «Борис Годунов»
б) «Снегурочка»
в) «Князь Игорь»
г) «Иоланта»
21. На сюжеты какого писателя написаны оперы «Майская ночь», «Ночь перед рождеством», «Нос», «Мертвые души», «Шинель»?
а) Пушкина
б) Лермонтова
в) Толстого
г) Гогол
Начало истории создания каменно-вокального наследия Михаила Ивановича Глинки совпадает со временем окончания им Петербургского Благородного пансиона. Именно 1822-м годом был отмечен его первый сочинительский опыт. В начале своей творческой деятельности композитор пробует свои силы в различных жанрах, и не вызывает удивления, что произведения вокальной лирики занимали в этих начинаниях особое место.Свой первый романс на поэтический текст драматурга Константина Бахтурина «Моя арфа» Глинка написал незадолго до небезызвестного разрушительного петербургского наводнения в 1824 году. Композитор, критически относившийся к своему творчеству, сразу повесил на него ярлык «неудачной попытки». После небольшого перерыва из-под пера Михаила Ивановича вышло другое камерно-вокальное сочинение. Автором стихов на этот раз был выбран молодой поэт Евгений Абрамович Баратынский. Созданный зимой 1825 года романс «Не искушай» сразу был по достоинству оценен слушателями, и до сих пор считается одним из самых совершенных произведений вокальной лирики Глинки. Стоит отметить, что в тот же период романтическая натура композитора, с её стремлениям предаваться мечтательным грёзам, находила упоение в элегических стихах Жуковского. Поэтические тексты Василия Андреевича, доводившие Михаила Ивановича до слёз, в 1826 году легли в основу вокальных композиций «Бедный певец» и «Утешение». Затем молодой композитор обратился к творчеству Константина Батюшкова («Память сердца»), а чуть позднее Сергея Голицына («Скажи, зачем») и Александра Римского-Корсакова («Ночь осенняя, ночь любезная»).Интересна история создания ещё одного вокального творения Глинки, относящегося к раннему периоду творчества композитора - романса «Не пой, красавица, при мне». Однажды летом 1828 года Михаил Иванович встретившись с автором знаменитой комедии «Горя от ума» Александром Грибоедовым, много и с увлечением говорил о музыке. Во время беседы Александр Сергеевич наиграл мотив грузинской песни, который так очаровал композитора, что он положил его в основу своей новой инструментальной пьесы. Некоторое время спустя эта композиция была исполнена во время дружеской встречи, на которой в числе гостей присутствовал Александр Сергеевич Пушкин. Музыка произведения очень понравилась великому поэту, и он, долго не раздумывая, написал к ней стихи. Это было первое слияние двух великих национальных талантов, только одного в поэзии, а другого в музыке.С 1830 по 1834 год Глинка провёл за границей. Путешествуя по Германии, Италии и Австрии он не только знакомился с культурой этих стран, но также совершенствовал свои познания в композиторском искусстве. Это время в творчестве Михаила Ивановича отмечается как начало зрелого периода. Именно тогда композитором были написаны прекрасные камерно-инструментальные сочинения, а также замечательные вокальные миниатюры, среди которых необходимо особо отметить романсы «Венецианская ночь» на слова И. Козлова и «Победитель» на стихи В. Жуковского.
Вернувшись на родину в 1834 году, Глинка сразу приступил к осуществлению своего глобального творческого плана – сочинению оперы «Жизнь за Царя», но тем не менее он не прекращал сочинять вокальные миниатюры, в которых с большим воодушевлением выражал свои душевные волнения. В 1835 году композитор вновь обращается к лирике Пушкина и создаёт полный чувств романс «Я здесь, Инезилья». Следующие восемь романсов на стихи своего гениального современника Глинка написал только после смерти поэта. 1838 год был отмечен появлением таких вокальных композиций как «Ночной зефир» и «Где наша роза». В 1839-м Михаил Иванович сочинил «В крови горит огонь желанья», а в 1840-м году - «Я помню чудное мгновенье» и «Признание». Спустя девять лет, к юбилею Пушкина, из-под пера композитора вышло ещё три замечательных романса: «Заздравный кубок», «Адель» и «Мери». Впоследствии этот период, характеризующийся расцветом камерно-вокального творчества Глинки, музыковеды стали называть «пушкинской порой».Помимо поэзии Пушкина в центральный период своей творческой активности Михаил Иванович, вновь обращаясь к поэзии Василия Жуковского, в 1836 году пишет, ставшей знаменитой, балладу «Ночной смотр». Помимо этого, сблизившись с литератором Нестором Кукольником, композитор на его стихи создаёт ряд замечательных произведений, среди которых романс «Сомнение» (1838) и цикл из 12 вокальных миниатюр, объединённых названием «Прощание с Петербургом» (1840).
С конца сороковых годов характер в камерно-вокальных произведениях Глинки заметно изменяется. На смену светлым образам приходят скорбные настроения. Романсы «Песнь Маргариты» (И.В. Гете), «Молитва», «Слышу ли голос твой» (М.Ю. Лермонтов), и «Ты скоро меня позабудешь» (Ю. Жадовская) с уверенностью можно расценивать как драматические монологи.
Последний свой романс на поэтический текст писателя Николая Павлова «Не говори, что сердцу больно» композитор сочинил в 1856 году, незадолго до своей кончины.
Объяснение:
Каменные своды сырого, мрачного подземелья, где томится изможденный, закованный в цепи Флорестан. Борец за справедливость, когда-то разоблачавший преступления Пизарро, он теперь оказался жертвой его мести. Несмотря на страдания и близость смерти, Флорестан тверд и спокоен: он честно выполнил свой долг. В сознании узника возникает образ Леоноры, проходят радостные видения свободы и счастья. Измученный, он впадает в забытье. Бесшумно входят Рокко и Леонора. При скудном свете фонаря встревоженная женщина не может разглядеть лицо узника, и только когда Флорестан просыпается, она по голосу узнает горячо любимого мужа. В подземелье спускается Пизарро. С обнаженным кинжалом он бросается на Флорестана, но Леонора заслоняет его своим телом. Взбешенный начальник тюрьмы готов убить обоих, но внезапно в темницу доносятся звуки трубы, возвещающей о прибытии министра. Пизарро ошеломлен — месть не удалась, его ждет суровая кара. Площадь перед крепостью. Народ славит справедливость министра, освободившего невинных узников. Рокко приводит Флорестана и Леонору. В закованном в цепи узнике дон Фернандо узнает своего друга. Леонора снимает с Флорестана оковы. Все прославляют ее верность и самоотверженность.