Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного, церковного. Светская музыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. Духовная музыка всегда была связана с богослужением.
Первые профессиональные музыканты — композиторы, теоретики, исполнители (певцы, инструменталисты) — вплоть до XVIII в., как правило, служили капельмейстерами и органистами при дворах монархов, князей, архиепископов. С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви.
Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных образов. В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит знаменный распев. В западной, католической церкви — месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра.
Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распевов определяли высокую художественно-нравственную силу воздействия духовной музыки. Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И-С. Баха и русского композитора М. Березовского. Бах чаше всего писал музыку для органа и хора, а Березовский — для хора a capella. Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие. Содержание хора «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.-С. Баха и 1-й части духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» М. Березовского развертывается в совершенной полифонической форме — фуге.
Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного, церковного. Светская музыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. Духовная музыка всегда была связана с богослужением.
Первые профессиональные музыканты — композиторы, теоретики, исполнители (певцы, инструменталисты) — вплоть до XVIII в., как правило, служили капельмейстерами и органистами при дворах монархов, князей, архиепископов. С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви.
Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных образов. В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит знаменный распев. В западной, католической церкви — месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра.
Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распевов определяли высокую художественно-нравственную силу воздействия духовной музыки. Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И-С. Баха и русского композитора М. Березовского. Бах чаше всего писал музыку для органа и хора, а Березовский — для хора a capella. Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие. Содержание хора «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.-С. Баха и 1-й части духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» М. Березовского развертывается в совершенной полифонической форме — фуге.
2)Русская летопись «слово о полку Игореве».
3)Древнерусская былина «Садко - купец новгородский».
4)Древнерусское сказание « О невидимом граде Китеже»
5)Трагедия В.Шекспира «Гамлет»
6 )Трагедия В.Шекспира «Ромео и Джульетта»
7)Дума К.Ф Рылеева «Иван Сусанин»
8)Поэма Пушкина «Руслан и Людмила»
9)Драма Пушкина «Русалка»
10)Роман Л.Н.Толстова «Война и мир»
11)Сказка П.П.Ершова «Конек-Горбунок»
12)Драма А.Н Островского «Снегурочка»
13) сказка Ш.Перро «Золушка»
14)сказка Ш.Перро «Спящая красавица»
15)Поэма А.С. Пушкина «Цыганы»
16)Комедия А .П Чехова «Чайка»
17)Повесть Н.В Гоголя «Сорочинская ярмарка»
18)Новелла П.Мериме «Кармен»
19)Маленькая трагедия Пушкина «Каменный гость»
20)Уральские сказки П.П Бажова
21) А.С Пушкина «сказка о Золотом Петушке»
22)Комедия Ф.Бомарше «Севильский цирюльник».
ответы:
1 Н.А Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада»
2 А.П Бородин опера «Князь Игорь»
3 Н.А Римский-Корсаков опера «Садко».
4. Н.А Римский-Корсаков опера «сказание о граде Китеже»
5.П.И Чайковский. Увертюра – фантазия «Гамлет»
6. С.С Прокофьев балет «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно опера «Ромео и Джульетта»;
Увертюра фантазия «Ромео и Джульетта
7.М.И. Глинка опера «Иван Сусанин»
8. М.И Глинка «Руслан и Людмила»
9. А.С. Даргомыжский опера «Русалка»
10.С.С. Прокофьев опера «Война и мир»
11 Р.К. Щедрин балет «конек-горбунок»
12.Римский-Корсаков опера «Снегурочка»
13. С.С. Прокофьев балет «Золушка»
14.П.И Чайковский балет «Спящая красавица»
15С.В. Рахманинов опера «Алеко»
16.Р.К. Щедрин балет «Чайка»
17.М.П. Мусоргский опера «Сорочинская ярмарка»
18. Ж.Бизе опера «Кармен», Ж.Бизе – Р.Щедрин балет «Кармен – сюита»
19.А.С. Даргомыжский опера «Каменный гость»
20.С.С. Прокофьев балет «Каменный цветок»
21 Н.А Римский-Корсаков Опера «Золотой петушок»
22.Д. Россини опера «Севильский цирюльник»