Первоначально композитор сочинил небольшую виртуозную концертную пьесу для оркестра с солирующим роялем. «Когда я сочинял эту музыку, — вспоминает Стравинский, — перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжною жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Лиманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости. „Петрушка"»[3]. Когда Стравинский сыграл это произведение С. П. Дягилеву, тот с энтузиазмом воскликнул: «Да ведь это же балет! Ведь это Петрушка!»[4] Так возникла идея балетного спектакля, а Дягилев подхватил эту идею и настоял на её разработке.
Известно, что Чайковский не преследовал цель точно следовать за сюжетом первоисточника. Ему удалось передать идею трагедии лишь в общих чертах – обобщенно. В увертюре четко выделяется три сюжетные линии – мир и счастье двух возлюбленных, их любовь и вражда семей, которая в итоге привела к трагедии. Собственно, эти три темы точно отражены в музыкальной части.
Композитор намеренно отказался от использования индивидуальных характеристик персонажей трагедии, от показа каких-либо отдельных ситуаций. Он сосредоточил внимание лишь на центральной идее первоисточника, лежащей в основе драматургического конфликта, и сумел найти все необходимые средства для ее музыкального воплощения.
Драматургия увертюры основывается на контрасте и теснейшем взаимодействии трех тематических групп. Первую группу составляет тема хорального склада весьма сурового звучания. Именно с нее и начинается произведение (тема вступления). Вторая группа – это энергичная, решительная главная партия, представляющая собой тему вражды. Третья – традиционная лирическая побочная партия (тема любви).
Вступительная и заключительная части представляют собой пролог и эпилог трагедии. Звучание неторопливого Andante выглядит несколько неоднозначно в смысловом значении и выходит за рамки привычной подготовки главной партии. В одном из писем к М. Балакиреву Чайковский признался, что хотел показать в этой части увертюры одинокую душу, которая мысленно стремится к небу. В музыкальном плане он смог этого достигнуть за счет внезапной модуляции на полтона вниз, вызвав тем самым некое напряжение. После этого звучит восходящая фраза с неожиданным скачком вверх на уменьшенную кварту, придавая тем самым оттенок скорбного томления. В целом во вступлении отражается личное отношение композитора к судьбе героев, а также предчувствие грядущей трагедии.
В разработке основное развитие получают две темы: главная партия и тема вступления. Построена она по традиционному образцу и получает стремительное развитие. Тема вступления в разработке приобретает несколько иной оттенок. Спокойная, медленная, символизирующая собой светлого патера Лоренцо, она приобретает довольно грозное звучание и ее можно сравнить теперь с темой судьбы или рока. Подобные образцы можно встретить в симфониях композитора более позднего периода (Четвертая и Пятая).
В репризе конфликт получает новое драматическое развитие. Главная партия изложена сжато, побочная же получает более широкое развитие и расцветает, достигая своей высшей кульминации. В коде продолжается линия развития, представленная в разработке, но получает необычайно высокий уровень напряжения, что приводит неминуемой катастрофе – гибели главных героев.
В заключении снова проводится тема любви, только она приобретает иной оттенок страдания и представлена в искаженном виде. Достигается это за счет измененного начального хода мелодии – Чайковский вновь использует уменьшенную кварту. Помимо этого, в сопровождении звучит ровный ритм, передающий траурную процессию.
Завершают увертюру грозные аккорды, напоминающие о той ненависти и вражде двух семей, жертвами которой стали юные влюбленные. Любопытно, что Балакирев был против такого финала и высказал мнение, что данные аккорды будут неуместны. Однако Петр Ильич, тщательно прислушивающийся к его мнению, в данном случае предпочел настоять на своем и оставить их. Композитор не хотел, чтобы финал звучал тихо и смиренно, он хотел лишний раз подчеркнуть трагедию.
На первый взгляд может показаться, что основные разделы непропорциональны, к тому же Чайковский использует весьма необычный модуляционный план (во вступлении и экспозиции), тем не менее, увертюра воспринимается как единое целое и части ее очень тесно переплетены.
В увертюре-фантазии можно встретить предвосхищение самых глубоких и зрелых идей композитора. Петр Ильич Чайковский смог довести произведение до идеала, представив публике удивительный образец психологического обобщенного симфонизма. Необыкновенная красота тематического материала, нежнейшая лиричность и глубокая драматургия позволили увертюре-фантазии стать настоящей жемчужиной мировой музыки.
Первоначально композитор сочинил небольшую виртуозную концертную пьесу для оркестра с солирующим роялем. «Когда я сочинял эту музыку, — вспоминает Стравинский, — перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжною жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Лиманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости. „Петрушка"»[3]. Когда Стравинский сыграл это произведение С. П. Дягилеву, тот с энтузиазмом воскликнул: «Да ведь это же балет! Ведь это Петрушка!»[4] Так возникла идея балетного спектакля, а Дягилев подхватил эту идею и настоял на её разработке.
Объяснение:
«Ромео и Джульетты» Чайковского
Объяснение:
Известно, что Чайковский не преследовал цель точно следовать за сюжетом первоисточника. Ему удалось передать идею трагедии лишь в общих чертах – обобщенно. В увертюре четко выделяется три сюжетные линии – мир и счастье двух возлюбленных, их любовь и вражда семей, которая в итоге привела к трагедии. Собственно, эти три темы точно отражены в музыкальной части.
Композитор намеренно отказался от использования индивидуальных характеристик персонажей трагедии, от показа каких-либо отдельных ситуаций. Он сосредоточил внимание лишь на центральной идее первоисточника, лежащей в основе драматургического конфликта, и сумел найти все необходимые средства для ее музыкального воплощения.
Драматургия увертюры основывается на контрасте и теснейшем взаимодействии трех тематических групп. Первую группу составляет тема хорального склада весьма сурового звучания. Именно с нее и начинается произведение (тема вступления). Вторая группа – это энергичная, решительная главная партия, представляющая собой тему вражды. Третья – традиционная лирическая побочная партия (тема любви).
Вступительная и заключительная части представляют собой пролог и эпилог трагедии. Звучание неторопливого Andante выглядит несколько неоднозначно в смысловом значении и выходит за рамки привычной подготовки главной партии. В одном из писем к М. Балакиреву Чайковский признался, что хотел показать в этой части увертюры одинокую душу, которая мысленно стремится к небу. В музыкальном плане он смог этого достигнуть за счет внезапной модуляции на полтона вниз, вызвав тем самым некое напряжение. После этого звучит восходящая фраза с неожиданным скачком вверх на уменьшенную кварту, придавая тем самым оттенок скорбного томления. В целом во вступлении отражается личное отношение композитора к судьбе героев, а также предчувствие грядущей трагедии.
В разработке основное развитие получают две темы: главная партия и тема вступления. Построена она по традиционному образцу и получает стремительное развитие. Тема вступления в разработке приобретает несколько иной оттенок. Спокойная, медленная, символизирующая собой светлого патера Лоренцо, она приобретает довольно грозное звучание и ее можно сравнить теперь с темой судьбы или рока. Подобные образцы можно встретить в симфониях композитора более позднего периода (Четвертая и Пятая).
В репризе конфликт получает новое драматическое развитие. Главная партия изложена сжато, побочная же получает более широкое развитие и расцветает, достигая своей высшей кульминации. В коде продолжается линия развития, представленная в разработке, но получает необычайно высокий уровень напряжения, что приводит неминуемой катастрофе – гибели главных героев.
В заключении снова проводится тема любви, только она приобретает иной оттенок страдания и представлена в искаженном виде. Достигается это за счет измененного начального хода мелодии – Чайковский вновь использует уменьшенную кварту. Помимо этого, в сопровождении звучит ровный ритм, передающий траурную процессию.
Завершают увертюру грозные аккорды, напоминающие о той ненависти и вражде двух семей, жертвами которой стали юные влюбленные. Любопытно, что Балакирев был против такого финала и высказал мнение, что данные аккорды будут неуместны. Однако Петр Ильич, тщательно прислушивающийся к его мнению, в данном случае предпочел настоять на своем и оставить их. Композитор не хотел, чтобы финал звучал тихо и смиренно, он хотел лишний раз подчеркнуть трагедию.
На первый взгляд может показаться, что основные разделы непропорциональны, к тому же Чайковский использует весьма необычный модуляционный план (во вступлении и экспозиции), тем не менее, увертюра воспринимается как единое целое и части ее очень тесно переплетены.
В увертюре-фантазии можно встретить предвосхищение самых глубоких и зрелых идей композитора. Петр Ильич Чайковский смог довести произведение до идеала, представив публике удивительный образец психологического обобщенного симфонизма. Необыкновенная красота тематического материала, нежнейшая лиричность и глубокая драматургия позволили увертюре-фантазии стать настоящей жемчужиной мировой музыки.