Ассказ входит в цикл Тургенева «Записки охотника» и повествует о чуткой русской душе проявить себя через пение.
На склоне холма, рассеченного оврагом посредине улицы, стоит небольшое село Колотовка. В селе этом есть избушка, крытая соломой, место весьма популярное у местных жителей, и величается оно кабаком "Притынным".
Жарким летним днем, автор-охотник оказался перед дверьми кабака и стал свидетелем зазывания гостей посмотреть на состязание певцов. Узнав о споре, поспешил в кабак и находится там среди постояльцев, описывая участников и оставаясь (до поры до времени) беспристрастным наблюдателем. Во всем селе наслышаны об удивительном голосе Яшки-Турка, молодого стройного парня лет двадцати трех, прозванным Турком за свое происхождение от пленной турчанки.
Жребий брошен, первому выпало петь рядчику. Сиплый голос рядчика был хорош, и с каждым куплетом ему всё более благоволили зрители. Песня кончилась, его похвалили, прочили победу. Но Дикий Барин вызвал на бой Яшку-Турка.
Яков запел "Не одна во поле дороженька пролегала" От песни Якова всем стало "«сладко" и "жутко". Было в его голосе и что-то болезненное, и глубоко страстное. Яков пел с упоением, забыв о том, что он с кем-то соревнуется. И размах его голоса напомнил барину когда-то увиденную на берегу моря чайку. Почти без движения она медленно взмахивала крыльями и снова складывала. Голос Якова совершенно потряс всех присутствующих, даже Дикого-Барина, невольно уронившего слезу. Рядчик сам вслух признал победу Якова. "Притынная" наполнилась доброй атмосферой. А рассказчик поторопился покинуть это место, чтобы не испортить впечатления от увиденного. Позже, проходя снова мимо питейного дома, он невольно заглянул в окно и увидел, что все были пьяны. В кабачке вовсю праздновали победу Яшки.
Русская духовная музыка – один из интереснейших разделов необъятного и разнообразного хорового репертуара; это удивительный источник мудрости и красоты, соединяющий в себе непреходящие идеи церковных постулатов, высокохудожественные тексты, отобранные многовековой практикой, и музыкальное совершенство классических композиций русских мастеров – знаменитых и безымянных. Это уникальная школа хорового пения a cappella, базирующаяся на естественности звукообразования, вокальном удобстве, плавности и певучести звучания; и наконец, это наша отечественная культура и история России. Как известно, русская музыкальная культура неотделима от многовековой певческой традиции Православной церкви. Её песнопения, с характерной мелодикой, несимметричными ритмами древних напевов, богатейший подголосочной полифонией, с неповторимым своеобразием гармонии, - наше национальное богатство и достояние. Церковное пение всегда было любимым искусством Руси, поэтому в его мелодиях столь полно выразился художественный гений русского народа. Духовная музыка выражает главным образом религиозные чувства человека. В этом – главное отличие духовной музыки от светской. Основные характерные черты духовной музыки определяются самим понятием религии как соединения чувств и воли человека с Богом. Отсюда главное свойство духовной музыки – молитвенность. Другой особенностью её является связь с Божественным словом. Функционально духовная музыка делится на предназначенную строго для богослужения и внебогослужебную. Любому исполнителю, необходимо понимать особенности и значение этих двух направлений. Богослужебная духовная музыка, кроме свойств общерелигиозных, имеет ещё особое церковное значение, связанное с определением моментов таинства богослужения. Песнопение богослужебного чина всегда неизменно и постоянно, так же как неизменно и постоянно чинопоследование самого богослужения. Именно структура богослужения определяет различные приёмы их исполнения, темп, силу звука в зависимости от момента службы и текста. Духовная музыка несвязанная с богослужебным циклом, не имеет строгих исполнительских канонов и может исполняться в более свободной авторской трактовке. Православная духовная музыка – пласт русской певческой культуры, который мы сейчас открываем заново после десятилетий вынужденного забвения. Этот пласт, колоссальный по объёму и чрезвычайно разнообразный по стилю, охватывает почти 10 веков. Первый период формирования певческой традиции на Руси был связан с принятием христианства (988 год). С X по XVI век в русском церковном пении господствовал знаменный распев – древнейшая форма русского духовного пения. Знаменное пение, возникшее на Руси как богослужебное, существовало на протяжении всего пути развития духовной музыки и продолжает существовать в наши дни.
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. Церковное пение являлось единственной формой профессионального письменного музыкального искусства на Руси со времен принятия христианства и до конца 17 в. Вместе с христианством русские заимствовали из Византии систему церковного пения – осмогласие (восемь гласов) и систему его записи – невмы (по-русски – знаки, знамена, крюки; отсюда – знаменный распев). Поскольку древнейшие формы этой нотации точно не расшифровываются, открытым остается вопрос: переняла ли Русь церковное пение из Византии непосредственно или через посредство южнославянских стран. Очевидно, однако, что к 15–16 вв. русский знаменный распев представлял собой вполне самобытное художественное явление.
повествует о чуткой русской душе проявить
себя через пение.
На склоне холма, рассеченного оврагом посредине улицы,
стоит небольшое село Колотовка.
В селе этом есть избушка, крытая соломой, место весьма
популярное у местных жителей, и величается оно кабаком
"Притынным".
Жарким летним днем, автор-охотник оказался перед дверьми
кабака и стал свидетелем зазывания гостей посмотреть
на состязание певцов.
Узнав о споре, поспешил в кабак и находится там среди
постояльцев, описывая участников и оставаясь
(до поры до времени) беспристрастным наблюдателем.
Во всем селе наслышаны об удивительном голосе
Яшки-Турка, молодого стройного парня лет
двадцати трех, прозванным Турком за свое происхождение
от пленной турчанки.
Жребий брошен, первому выпало петь рядчику.
Сиплый голос рядчика был хорош, и с каждым куплетом ему
всё более благоволили зрители.
Песня кончилась, его похвалили, прочили победу.
Но Дикий Барин вызвал на бой Яшку-Турка.
Яков запел "Не одна во поле дороженька пролегала"
От песни Якова всем стало "«сладко" и "жутко".
Было в его голосе и что-то болезненное, и глубоко страстное.
Яков пел с упоением, забыв о том, что он с кем-то соревнуется.
И размах его голоса напомнил барину когда-то увиденную
на берегу моря чайку. Почти без движения она медленно
взмахивала крыльями и снова складывала.
Голос Якова совершенно потряс всех присутствующих,
даже Дикого-Барина, невольно уронившего слезу.
Рядчик сам вслух признал победу Якова.
"Притынная" наполнилась доброй атмосферой.
А рассказчик поторопился покинуть это место,
чтобы не испортить впечатления от увиденного.
Позже, проходя снова мимо питейного дома,
он невольно заглянул в окно и увидел, что все были пьяны.
В кабачке вовсю праздновали победу Яшки.
Как известно, русская музыкальная культура неотделима от многовековой певческой традиции Православной церкви. Её песнопения, с характерной мелодикой, несимметричными ритмами древних напевов, богатейший подголосочной полифонией, с неповторимым своеобразием гармонии, - наше национальное богатство и достояние. Церковное пение всегда было любимым искусством Руси, поэтому в его мелодиях столь полно выразился художественный гений русского народа.
Духовная музыка выражает главным образом религиозные чувства человека. В этом – главное отличие духовной музыки от светской. Основные характерные черты духовной музыки определяются самим понятием религии как соединения чувств и воли человека с Богом. Отсюда главное свойство духовной музыки – молитвенность. Другой особенностью её является связь с Божественным словом. Функционально духовная музыка делится на предназначенную строго для богослужения и внебогослужебную. Любому исполнителю, необходимо понимать особенности и значение этих двух направлений.
Богослужебная духовная музыка, кроме свойств общерелигиозных, имеет ещё особое церковное значение, связанное с определением моментов таинства богослужения. Песнопение богослужебного чина всегда неизменно и постоянно, так же как неизменно и постоянно чинопоследование самого богослужения. Именно структура богослужения определяет различные приёмы их исполнения, темп, силу звука в зависимости от момента службы и текста.
Духовная музыка несвязанная с богослужебным циклом, не имеет строгих исполнительских канонов и может исполняться в более свободной авторской трактовке.
Православная духовная музыка – пласт русской певческой культуры, который мы сейчас открываем заново после десятилетий вынужденного забвения. Этот пласт, колоссальный по объёму и чрезвычайно разнообразный по стилю, охватывает почти 10 веков. Первый период формирования певческой традиции на Руси был связан с принятием христианства (988 год). С X по XVI век в русском церковном пении господствовал знаменный распев – древнейшая форма русского духовного пения. Знаменное пение, возникшее на Руси как богослужебное, существовало на протяжении всего пути развития духовной музыки и продолжает существовать в наши дни.
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. Церковное пение являлось единственной формой профессионального письменного музыкального искусства на Руси со времен принятия христианства и до конца 17 в. Вместе с христианством русские заимствовали из Византии систему церковного пения – осмогласие (восемь гласов) и систему его записи – невмы (по-русски – знаки, знамена, крюки; отсюда – знаменный распев). Поскольку древнейшие формы этой нотации точно не расшифровываются, открытым остается вопрос: переняла ли Русь церковное пение из Византии непосредственно или через посредство южнославянских стран. Очевидно, однако, что к 15–16 вв. русский знаменный распев представлял собой вполне самобытное художественное явление.