Клод Дебюсси [дэ] (Claude Debussy, 1862–1918) — французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик. Окончил Парижскую консерваторию (1884), получил Римскую премию. Ученик Л. Мармонтеля (фортепиано), Э. Гиро (композиция). Как домашний пианист русской меценатки Н. Ф. фон Мекк сопровождал еёв путешествиях по Европе, в 1881и 1882 посетил Россию. Выступал как дирижёр (в 1913 в Москвеи Петербурге) и пианистс исполнением преимущественно собственных произведений,а также как музыкальный критик (с 1901).Дебюсси — основоположник музыкального импрессионизма.В своём творчестве опиралсяна французские музыкальные традиции: музыка французских клавесинистов (Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо), лирическая операи романс (Ш. Гуно, Ж. Массне). Значительным было воздействие русской музыки (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков), а также французской символистской поэзиии импрессионистской живописи. Дебюсси воплотил в музыкемимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Своего рода манифестом музыкального импрессионизма считали современники оркестровую «Прелюдиюк „Послеполуденному отдыху фавна“» (по эклоге С. Малларме; 1894), в которой проявились характерные для музыки Дебюсси зыбкость настроений, утончённость, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии. Одноиз наиболее значительных созданий Дебюсси — опера «Пеллеас и Мелизанда» (по драмеМ. Метерлинка; 1902), в которойдостигнуто полное слияние музыки с действием. Дебюсси воссоздаёт сущность неясного, символически-туманного поэтического текста. Этому произведению наряду с окраской, символистской недосказанностью присущи тонкий психологизм, яркая эмоциональностьв выражении чувств героев. Отзвуки этого произведения обнаруживаются в операхДж. Пуччини, Б. Бартока, Ф. Пуленка, И. Ф. Стравинского,С. С. Прокофьева. Блескоми в то же время прозрачностью оркестровой палитры отмечены3 симфонических эскиза «Море»(1905) — самое крупное симфоническое сочинение Дебюсси. Композитор обогатил средства музыкальной выразительности, оркестровуюи фортепианную палитру.Он создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то жевремя расплывчатостью.В некоторых произведениях —«Бергамасская сюита» для фортепиано (1890), музыкак мистерии Г. Д’Аннунцио «Мученичество св. Себастьяна»(1911), балет «Игры» (1912) и др. —проявляются черты, присущие впоследствии неоклассицизму, они демонстрируют дальнейшие поиски Дебюсси в областитембровых красок, колористических сопоставлений. Дебюсси создал новый пианистический стиль (этюды, прелюдии). Его 24 прелюдии для фортепиано (1-я тетрадь — 1910,2-я — 1913), снабжённые поэтическими названиями («Дельфийские танцовщицы», «Звуки и ароматы реютв вечернем воздухе», «Девушкас волосами цвета льна» и др.), создают образы мягких, порой нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают поэтические видения, жанровые картины. Творчество Дебюсси, одного из крупнейшихмастеров 20 в., оказало существенное влияниена композиторов многих стран.
Вот пятиэтажный дом, Жили-были ноты в нём. Разрешите их представить, По порядочку расставить.
Нота «До» живёт в подвале Очень-очень низком, Вы бывали в нём? Едва ли. Там гуляют киски. Нота «До», как на скамейке На добавочной линейке.
«До» одной не интересно, Не с кем спеть и поиграть, И тогда решила «До» Ноту «Ре» к себе позвать. «До» пониже – на скамейке, «Ре» — под первою линейкой. Так в подвальчике своём И живут они вдвоём.
Их соседка нота «Ми» Радушная хозяйка, Всегда приветлива с людьми, Ты спой нам и сыграй-ка, И на этаж твой первый Заглянем мы наверно.
У «Фа» квартирка странная, Как будто иностранная, Она – междуэтажная, И «Фа» — персона важная. В другой стране, особой Живёт ключ «Фа» — басовый.
Нота «Соль» — второй этаж, Самый главный персонаж, Открывает дом ключом, В честь неё был назван он. Нота «Соль» и ключик «Соль», Ты запомнить их изволь. А над «Соль» её подружка – Хохотушка, веселушка, Распевает «тра-ля-ля», А зовётся просто «Ля». И так, над «Соль», мои друзья, Живёт певунья – нота «Ля».
«Си» тоже хорошо поёт, Но домоседкою слывёт. Её нельзя нам не заметить, Этаж её по счёту – третий.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, «Что же дальше?» — ты спроси, А я тебе отвечу, И между тем замечу: Заполнен нотами весь дом, Их встретишь где угодно, Пять этажей, подвал, чердак – Всё для жилья пригодно.
Чтобы пьесы исполнять,
Ноты нужно твёрдо знать.
Вот пятиэтажный дом,
Жили-были ноты в нём.
Разрешите их представить,
По порядочку расставить.
Нота «До» живёт в подвале
Очень-очень низком,
Вы бывали в нём? Едва ли.
Там гуляют киски.
Нота «До», как на скамейке
На добавочной линейке.
«До» одной не интересно,
Не с кем спеть и поиграть,
И тогда решила «До»
Ноту «Ре» к себе позвать.
«До» пониже – на скамейке,
«Ре» — под первою линейкой.
Так в подвальчике своём
И живут они вдвоём.
Их соседка нота «Ми»
Радушная хозяйка,
Всегда приветлива с людьми,
Ты спой нам и сыграй-ка,
И на этаж твой первый
Заглянем мы наверно.
У «Фа» квартирка странная,
Как будто иностранная,
Она – междуэтажная,
И «Фа» — персона важная.
В другой стране, особой
Живёт ключ «Фа» — басовый.
Нота «Соль» — второй этаж,
Самый главный персонаж,
Открывает дом ключом,
В честь неё был назван он.
Нота «Соль» и ключик «Соль»,
Ты запомнить их изволь.
А над «Соль» её подружка –
Хохотушка, веселушка,
Распевает «тра-ля-ля»,
А зовётся просто «Ля».
И так, над «Соль», мои друзья,
Живёт певунья – нота «Ля».
«Си» тоже хорошо поёт,
Но домоседкою слывёт.
Её нельзя нам не заметить,
Этаж её по счёту – третий.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си,
«Что же дальше?» — ты спроси,
А я тебе отвечу,
И между тем замечу:
Заполнен нотами весь дом,
Их встретишь где угодно,
Пять этажей, подвал, чердак –
Всё для жилья пригодно.